ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ


ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ

В течение лета надо обеспечить хороший уход за опытными посевами и продолжить работу на участке, начатую весной.

Опытная работа только тогда даст хорошие результаты, когда за подопытными культурами будут организованы постоянные наблюдения, все работы по уходу за участком будут выполняться аккуратно и своевременно и учет урожая с опытного участка будет проведен точно и тщательно. К сожалению, не всегда бывает так. Очень часто с наступлением лета, когда руководитель кружка уходит в отпуск, а юннаты—на летние каникулы, работа на участке прекращается или проводится с большими перебоями. Грядки с посевами зарастают сорняками, и начатая весной на участке интересная работа не доводится до конца. Кроме

Нустой траты времени в "таком случае юннаты Ничего не получат.

Вот почему каждый кружок при^закладке опытов должен правильно рассчитать свои силы и хорошо продумать план летней работы на участке.

В этом плане необходимо точно указать, какой потребуется уход за посевами и в какие сроки он будет проводиться, когда и какие наблюдения будут проводиться на опытном участке в течение лета, в какие сроки и как будет проводиться учет урожая, как будет организована работа на участке и кто будет руководить кружком.

ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ в течение всего лета должны обеспечить своевременный уход за своими посевами. Полка, прореживание, поливка, рыхление, окучивание, борьба с вредителями и др. работы по уходу должны проводиться аккуратно и своевременно.

Для проведения всех этих работ надо установить дежурство членов кружка. Ежедневно одна из бригад в составе трех-пяти человек должна выполнять очередную работу по уходу за участком. В проведении отдельных работ (прополка, сбор вредителей и др.) должны участвовать все члены кружка. С этой целью на участке один раз в шестидневку следует проводить общекружковые занятия под руководством педагога-руководителя кружка.

Наряду с работой по уходу за участком ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ должны проводить в летний период систематические наблюдения за развитием отдельных растений. Во время наблюдений надо выяснить, как влияет проводимый опыт на развитие культурных растений, посеянных на опытных и на контрольных грядках.

По каждой культуре необходимо в дневниках отметить: 1) время появления всходов на разных грядках; 2) дружность появления всходов и густоту их; 3) начало и конец кущения (для хлебных злаков); 4) начало и конец колошения (для злаков); 5) начало и конец цветения; 6) время созревания и уборки урожая.

Для того чтобы выяснить, как опыт влияет на быстроту роста растения, необходимо через каждые 5—10 дней измерять растения на опытных и контрольных грядках и записывать средний рост их.

Наблюдения должны проводить дежурные бригады и отдельные Юннаты, за которыми закреплены опыты.

Со второй половины лета на участке начинается уборка и учет урожая. Эту работу кружок должен провести особенно тщательно и точно. Неточный учет урожая дает неправильное 84

щт*


Рис. 27. Наблюдение за развитием подсолнуха.

представление о результатах опыта и сводит на-нет всю весеннелетнюю работу юннатов.

Вот почему необходимо обратить серьезное внимание на сбор урожая и его учет. Урожай по возможности должен собираться одновременно (в один день). Все поврежденные экземпляры должны учитываться. Взвешивание и запись должны быть проведены точно и аккуратно. Особое внимание следует обратить на качество собранного урожая (средний вес, вкусовые качества, скороспелость и др.).

При уборке урожая ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ должны собрать семена отдельных растений для опытной работы на участке в следующем году.

Необходимо также в течение лета собрать гербарий всех растений, выращиваемых на участке. Этот гербарий будет являться чрезвычайно ценным пособием в школе при прохождении курса ботаники и основ агрономии.

ЭКСКУРСИИ ЮНЫХ ПОЛЕВОДОВ

Весной и летом ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ проводят большую работу на своем опытном участке. Уход и наблюдения за посевами, сбор и учет урожая — все это требует много времени и внимания.

Но, кроме этой работы, в весенне-летний период нужно провести несколько экскурсий.

Прежде всего надо организовать не менее двух экскурсий на колхозные или совхозные поля. Первую экскурсию следует провести весной, во время посева, а вторую летом, во время уборки урожая.

На этих экскурсиях ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ смогут познакомиться с механизацией сельского хозяйства. Ведь на своем небольшом участке они не могут применить сложных сельскохозяйственных машин. Почти все работы там производятся ручным способом. В колхозах же и совхозах с каждым годом применяются все новые и новые усовершенствованные сельскохозяйственные машины. Лицо^колхозной деревни меняется. Там, где, обливаясь потом, крестьяне ковыряли землю сохой, сейчас шумят моторы мощных тракторов. Они тащат за собой тяжелые многокорпусные плуги, широкие бороны и многорядные сеялки. Обработка почвы и посев значительно ускоряются. Высокие крылатые комбайны быстро убирают урожай там, где в жаркие июльские дни, под тоскливую песню, крестьянки жали серпами. Г удит колхозная молотилка,' где прежде с раннего утра до поздней ночи был 'слышен монотонный стук цепов.

Во время экскурсий надо выяснить, как сложные и усовершенствованные машины ускоряют сельскохозяйственные работы и повышают их качество. Необходимо также познакомиться с организацией труда в крупном хозяйстве.

Весной и летом ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ должны обязательно побывать на ближайшей опытной сельскохозяйственной станции, а также на опытных полях колхоза и совхоза. Там можно будет познакомиться с применением новейших достижений агротехники и с работой по сортоиспытанию полевых культур. Эта работа проводится там на больших площадях, а поэтому дает более достоверные результаты. ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ должны сравнить результаты своих опытов с результатами опытной работы сельскохозяйственной станции.

Экскурсии не должны носить случайный характер. Все они должны быть включены в план работы кружка и тщательно подготовлены. Собранный на экскурсии материал должен быть хорошо обработан совместно с руководителем кружка.

ОХРАНА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО УРОЖАЯ

По почину пионеров Азово-Черноморского края за последние годы широко развернулось движение колхозных ребят за охрану урожая. Отряды пионерской легкой кавалерии, посты охраны урожая и отдельные пионеры-дозорники проводят большую работу по охране колхозного и совхозного урожая.

Кружки юных натуралистов и опытников вместе с пионерской организацией являются инициаторами и организаторами этой работы. Особенно большую помощь в организации охраны урожая оказывают ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ, имеющие знания по агротехнике полевых культур.

В весенне-летний период каждый пионеротряд, опираясь на кружки юных натуралистов и опытников, может провести следующие мероприятия по охране урожая:

1. Борьба с сорняками. Кружки юных натуралистов и опытников должны прежде всего обследовать колхозные поля и выявить их засоренность. Одновременно надо также заняться изучением наиболее распространенных сорняков. Изучение особенностей размножения и развития отдельных сорняков значительно облегчит борьбу с ними. К борьбе с сорняками (прополка, очистка семенного материала и т. п.) необходимо привлечь широкие массы пионеров и школьников.

2.    Б о р ь б а с вредителями и’ болезнями культурных растений. Эту работу следует также начать с обследования колхозных полей и выявления степени зараженности посевов болезнями и сельскохозяйственными вредителями. Многие вредители появляются внезапно, а поэтому юные натуралисты должны установить постоянные наблюдения за посевами, чтобы своевременно сигнализировать о появлении вредителей и организовать борьбу с ними. Наиболее распространенных вредителей (саранча, луговой мотылек и др.) необходимо предварительно изучить и ознакомиться с основными способами борьбы с ними.

3. Организация отрядов легкой кавалерии и дозорных постов. Потери зерна во время уборки и расхищение его значительно понижают сбор урожая. Тысячи тонн зерна могут сэкономить юные пионеры, организовав посты и дозоры по охране урожая.

4.Организация и проведение работы по сбору колосьев. Огромное значение этой работы бесспорно. Она должна охватить широкие массы деревенских пионеров и школьников.

5. Развертывание культури о-м ассовой работы в колхозных бригадах. Читка газет, беседы об охране урожая—все эти мероприятия должны обеспечить привлечение к охране социалистического урожая взрослых колхозников.

Работа по охране урожая должна быть хорошо организована. Не следует перегружать пионеров и школьников непосильной работой (ночные дежурства, непосильный физический труд). Нужно всю работу организовать так, чтобы она способствовала оздоровлению пионеров и школьников и расширяла их знания по биологии и основам агрономии.

Работая в поле, пионеры и школьники могут познакомиться с техникой выращивания различных культур и получить наглядное представление о стадиях развития растения. Кроме того во время этой работы они научатся отличать культурные растения на корню и определять различные сорняки. По заданиям педагогов и под руководством их пионеры и школьники могут собрать гербарий культурных растений и сорняков, а также составить биологические коллекции вредителей сельского хозяйства.

«ДЕНЬ УРОЖАЯ И КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ»

Ежегодно осенью в сельских районах проводится «день урожая и коллективизации». В этот день подводятся итоги сельскохозяйственного года и выявляются достижения отдельныхКОЛхозов, бригад и колхозников в деле повышения урожайности и поднятия животноводства.

Кружки юных полеводов вместе с другими кружками юннатов и опытников должны принять активное участие в подготовке к празднику урожая и в проведении его.

Каждый кружок после уборки урожая должен подвести итоги своей опытной работы на участке. По каждому опыту нужно составить подробный отчет.

В отчете надо указать тему и цель опыта, кто его проводил; когда и где был заложен опыт; общие сведения об условиях проведения опыта (размер делянок, почва, удобрения, обработка, уход и т. п.); результаты наблюдений; сведения об урожае опытных и контрольных посевов и выводы о результатах опыта.

Необходимо также подвести итоги и составить отчет об общественно-полезной работе кружка. В этом отчете нужно указать, какую работу провели юннаты в колхозе по борьбе с сорняками и вредителями, по сбору колосков, по организации постов охраны урожая и т. д.

К празднику урожая и коллективизации организуются колхозные общерайонные и областные сельскохозяйственные выставки. На этих выставках надо организовать уголок юнната-опытника. В уголке нужно прежде всего показать живые экземпляры растений, выращенных юннатами на участках. Часть новых культур можно показать растущими. Для этого их надо пересадить в деревянные ящики. При отборе растений для выставки следует брать наиболее типичные экземпляры, чтобы дать правильное представление обо всем урожае. Кроме растений, на выставке надо показать гербарии сорняков и коллекции вредителей своего района, сообранных юннатами. Надо также отобрать для выставки наиболее интересные отчеты, дневники, стенгазеты и другие материалы о работе юннатов-опытников.

В «день урожая и коллективизации» кружки юных натуралистов и опытников должны провести конференцию по итогам весенне-летней работы. На этой конференции заслушиваются сообщения кружков, бригад, отдельных юннатов и проводится премирование лучших.

ОСЕНЬЮ НА ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

Осенью на опытном участке заканчивается уборка урожая и подводятся итоги опытной работы.

После этого участок надо очистить от сорняков и заложить на нем осенние опыты. Каждый кружок может провести интересные опыты с озимыми культурами.

Назовем отдельные, наиболее доступные опыты:

1.    Различные сроки посева озимых культур. Цель этого опыта—выяснить, в какие сроки наиболее целесообразно производить посев озимых в данной местности.

2.    Влияние различных удобрений на урожай озимых. Цель опыта: выяснить, на сколько можно повысить урожай озимых культур, удобряя почву разными удобрениями (навоз, минеральные удобрения и т. п.).

г 3. Различная густота посева. При проведении этого опыта выясняется, как влияет на урожай густота посева семян.

4. Влияние зяблевой вспашки на урожай яровых культур. При постановке этого опыта можно выяснить, на сколько повышается урожай яровых при зяблевой (осенней) вспашке. Этот опыт особенно рекомендуется провести в засушливых районах. Повышая накопление влаги и минеральных веществ, зяблевая вспашка значительно увеличивает урожай яровых культур.

6. Сортоиспытание озимых культур. При посеве различных сортов и одинаковом уходе за ними можно выяснить, какой сорт является наиболее выгодным для данного района.

Кроме указанных опытов с озимыми культурами осенью, можно также заложить опыт с подзимым посевом отдельных яровых культур. Такие культуры, как подсолнух, махорка, морковь, петрушка, свекла, лук и др., обычно высеваются весной. Но опытные посевы их осенью показывают, что они при этом дают урожай не хуже, а иногда и лучше. ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ на своем участке должны проверить это. Посев яровых культур надо проводить поздней осенью, когда установятся холода. При раннем посеве семена могут с осени прорасти и с наступлением холодов погибнуть. После посева семена надо засыпать перегнойной землей.

в живом УГОЛКЕ

Подобно другим кружкам и секциям, ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ с наступлением зимних холодов переносят свою работу в живой уголок.

В лабораторной обстановке живого уголка можно провести очень интересную опытно-исследовательскую работу. Особенно большой интерес представляет работа с семенами. Эта работа поможет определить качество семенного материала, собранного на опытном участке.

По каждой культуре и по каждому сорту надо определить абсолютный вес семян. Для этого надо отсчитать 1000 штук семян подряд и взвесить их. Вес 1 000 семян и называется их абсолютным весом. Для большей точности надо взвесить отдельно несколько тысяч семян и найти их средний вес.

У всех семян, которые будут высеваться весной на участке, нужно определить всхожесть. Выше уже указывалось, как определяется всхожесть семенного материала (стр. 75).

Необходимо также определить засоренность посевного материала. Для этого надо отвесить 100 граммов семян и отобрать из них сорные примеси. Примеси подразделяются на живой сор (больные семена, семена сорняков, семена других культурных растений) и на мертвый сор (мякина, песок, частицы почвы, битые семена без зародыша и т. п). Взвесив сорные примеси, можно узнать процент засоренности.

Определив качество семенного материала для своего участка, ЛЕТНЯЯ РАБОТА НА УЧАСТКЕ должны также организовать и провести общественно-полезную работу по определению посевного материала ближайших колхозов и совхозов.



Юный натуралист, 1936