ОТ АВТОРА


ОТ АВТОРА

Десятки тысяч пионеров и школьников нашей страны объе-циняются в кружки юных натуралистов. Эти кружки занимаются изучением природы и знакомятся с агротехникой. Изучая природу, юные натуралисты учатся использовать ее богатства в интересах социалистического строительства.

Работая в кружках, пионеры и школьники расширяют и Закрепляют знания о природе, полученные в школе. В то же время изучение природы представляет огромный интерес для детей и помогает правильно организовать их досуг.

Комсомол и пионерская организация являются инициаторами кружков по изучению природы, руководят ими.

Огромная роль в организации и развертывании работы •кружков юных натуралистов принадлежит школе и учителю.

Без практической помощи учителей, без их непосредственного .руководства кружкам трудно будет достигнуть сколько-нибудь заметных успехов в постановке таких любительских занятий детей, каким является изучение природы.

При организации и проведении натуралистической работы ’пионеротряды встречают много затруднений.

Как организовать кружок юннатов? С чего начать в нем ра! боту? Как ее организовать? Все эти вопросы невольно возникают : перед каждым пионервожатым.

В настоящей книжке дается материал, который поможет найти ответы на указанные вопросы.

При составлении книги автор использовал опыт работы кружков юных натуралистов, работающих при Центральной станции юных натуралистов.

Все замечания и отзывы о книге просьба направлять по адресу: Москва, 14, Сокольники, 6-й Лучевой просек, дом 29, кв. 11, Болдыреву Н. И.



I. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ КРУЖОК ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

Кружки юных натуралистов являются добровольными организациями. Они объединяют на добровольных началах пионеров и школьников для совместной работы по изучению природы.

Юннатскую работу иногда проводят и отдельные ребята, не организованные в кружки. Но таких ребят становится все меньше и меньше. Большинство из них объединяются в кружки Юннатов. В кружке работать веселее и легче.

I Кружки юных натуралистов организуются в школах, при ионеротрядах, при домах колхозных ребят, при детских тех-ических и сельскохозяйственных станциях, при хатах-лабора-эриях, избах-читальнях, при музеях краеведения и других ультурных организациях.

Независимо от того, где организуется кружок, он обязательно олжен быть обеспечен руководителем. Обычно кружками ру-оводят педагоги У Можно также привлекать для руководства ружками колхозных агрономов, полеводов, садоводов, а также азличных специалистов, работающих в музеях краеведения, а опытных сельскохозяйственных станциях, в научно-исследо-ательских институтах и т. п. В отдельных случаях руководите-ями кружков юннатов младшего возраста могут быть ребята— чащиеся старших классов средней школы. Но школьные учителя „олжны при этом оказывать им постоянную помощь и поддержку.

1 Чаще всего кружками юных натуралистов руководят преподаватели биологии и сельского хозяйства. Кружки юннатов младшего возраста работают под руководством учителей начальной школы.

Как же организовать кружок юннатов? С чего следует начинать его оформление?

Прежде всего нужно выяснить, какие ребята интересуются природой. Если в пионеротряде, в школе таких ребят наберется 3—5 человек, то из них следует организовать инициативную группу. После этого надо разъяснить ребятам цели и задачи кружка юннатов. Для этого преподаватель школы, пионервожатый или ребята из инициативной группы проводят беседы о работе юннатов. Одновременно проводится запись ребят в кружок юных натуралистов.

Не следует вовлекать в кружок слишком много членов. Более успешно проходит работа в кружках, насчитывающих 20— 25 членов. В таких кружках легче обеспечить руководство работой каждого юнната. Если желающих записаться найдется больше 25—30 человек, то целесообразно организовать не один, а несколько кружков. Не следует также допускать резкого различия в возрасте записавшихся в кружок. Различные интересы и неодинаковая образовательная подготовка ребят разного возраста будут затруднять работу кружка. А поэтому в кружок следует записывать пионеров и школьников из одного и того же класса или из двух смежных классов.

Оформление кружка происходит на собрании пионеров и школьников, записавшихся в кружок. На этом собрании вместе с руководителем обсуждается план работы кружка. В общих чертах определяется, что будет делать кружок (основное содержание его работы) г.

В плане указывается, как будет организована работа кружка, в какие, примерно, сроки и как она будет выполняться.

На первом же собрании избираются староста или председатель кружка, секретарь и завхоз. Староста в дальнейшем ведет дневник кружка и помогает руководителю в организации и налаживании работы. Секретарь ведет учет посещаемости занятий кружка и следит за явкой юннатов на дежурства. Секретарь в то же время является заместителем старосты. Завхоз, по указанию руководителя, получает и распределяет инвентарь для работы и снаряжение для экскурсий, а также следит за сохранностью гербариев, коллекций и других материалов кружка.

Во время работы члены кружка могут распределяться на отдельные группы по 3—5 человек. Каждой группе дается определенное задание. Для того, чтобы не было обезлички, нужно

1 Примерную тематику работы юннатских кружков можно получить на Центральной станции юных натуралистов (Москва, 13, Ростокинский проезд, 3).

обеспечить разделение труда внутри групп. Для этого за каждым юннатом закрепляется определенный участок работы (проведение какого-либо опыта, наблюдение за отдельным объектом и т. п.).

Расписание работы кружка должно быть согласовано с общим расписанием работы пионеротряда и с расписанием внешкольных занятий в школе.

В зависимости от возраста, интересов ребят и их образовательной подготовки в кружке можно организовать такие секции: ботаники-растениеводы, зоологи-животноводы, геологи, метеорологи, физиологи и дарвинисты-генетики.

Часто при станциях юных натуралистов, при детских технических и сельскохозяйственных станциях, при домах коммунистического воспитания и при многокомплектных школах организуются специальные кружки (кружки юных ботаников, юных зоологов, юных физиологов, юных геологов и др.). В этих кружках объединяются пионеры и школьники, интересующиеся отдельными разделами естествознания.

Кроме указанных кружков, в школе, при пионеротрядах иногда организуются специальные кружки для опытнической работы по отдельным разделам растениеводства и животноводства (кружки юных полеводов, плодоводов-мичуринцев, овощеводов, цветоводов, кролиководов, птицеводов, шефов над молодняком и др.). Эти кружки организуются главным образом при сельских школах и в своей работе опираются на знания ребят по основам агрономии.

Ниже дается материал в помощь кружкам юных натуралистов.

II. ЮНЫЕ БОТАНИКИ

На необъятных пространствах нашего Союза широко раскинулись леса, луга и степи, покрытые разнообразной растительностью.

Зеленое море хлебов и других культурных растений, цветущие сады и огороды занимают миллионы гектаров. С каждым годом все больше и больше расширяется зеленая площадь наших городов. Озеленяются пустыри и пыльные улицы. Свежей зеленью и душистыми яркими цветами украшаются бульвары и дворы.

Растения имеют огромное значение в жизни человека. Они являются для него пищей и кормом скоту. Они дают строительный материал и сырье для нашей промышленности. Такие ценные продукты, как каучук, волокно, смолы, краски, и многие другие получаются из растений. Бумага, растительное масло, лекарства, спирты также вырабатываются из растений. Тенистые парки и скверы освежают городской воздух и уменьшают вредное действие пыли и углекислоты на организм человека. Трудно перечислить все области человеческой жизни, в которых растения находят широкое применение.

Вот почему человек тщательно изучает растительный мир. Изучение жизни растений помогает лучше использовать растительные богатства.

До последнего времени эти богатства использовались недостаточно. Одних цветковых растений на земном шаре насчитывается до 160 тысяч видов \ Но из них не больше одного про-

1 По данным академика Вавилова Н. И.

цента введены в культуру и возделываются человеком. Остальные относятся к диким растениям и почти не используются. За последние годы в нашей стране широко развернулась работа по освоению новых культур. На необозримых просторах Советского союза идут поиски новых полезных растений. В степях Казахстана найдены растения тау-сагыз и кок-сагыз, которые дают ’каучук. В сибирской тайге найден ценный дубитель-бадан. В прибрежных зарослях наших южных рек осваивается ценное прядильное растение—кендырь. Лекарственные, масличные, пищевые, кормовые растения все в большем и большем количестве вводятся в культуру..

Юные пионеры и школьники проявляют огромный интерес к растительному миру. В кружках юннатов они изучают жизнь растений, их строение и распределение по земной поверхности. Юные натуралисты проводят работу по разведке и сбору дикорастущих растений, представляющих хозяйственную ценность. На опытных участках они выращивают новые культуры и испытывают их в различных климатических условиях.

Юных натуралистов, занимающихся изучением растительного мира, обычно называют юными ботаниками.

Юные ботаники свою работу проводят в лесу, в поле, на лугу, в парке, в саду, в огороде. Кроме этого значительную часть времени юные ботаники отводят для работы на опытных участках, в ботанических садах и в зеленом уголке.

Какую же работу могут провести юные ботаники и как ее надо организовать?

Работа всех юннатских кружков зависит от сезона.

В окружающей нас природе происходят сезонные изменения. Весеннее пробуждение растений, осенний листопад, прилет и отлет птиц, зимняя спячка животных, весеннее половодье — все эти явления относятся к определенным временам года.

Вот почему описание содержания работы кружков юных натуралистов мы даем по сезонам.



Юный натуралист, 1936