ЛЕТНИЕ ЭКСКУРСИИ НА ВОДОЕМ


ЛЕТНИЕ ЭКСКУРСИИ НА ВОДОЕМ

В жаркие летние дни жизнь в водоемах достигает наибольшего развития. На небольшом пространстве здесь собраны самые разнообразные живые существа. Летние экскурсии юных зоологов на водоемы дадут интересный материал о богатстве и разнообразии форм обитателей пресных вод. Нужны только наблюдательность и внимание.

В яркий солнечный летний день по поверхности воды легко скользят быстрые водомерки. Их лапки густо покрыты волосками и смазаны особым жирным выделением, благодаря чему они не смачиваются водой. Этим объясняется характер движения водомерок; как хорошие конькобежцы, они быстрыми толчками носятся взад и вперед по зеркальной поверхности водоема.

Небольшие черные жучки то появляются на поверхности водной глади, то, крутясь, на несколько мгновений скрываются в глубину воды. Это — вертячки. Если под лупой рассмотреть их задние лапки, то можно увидеть расширение их члеников и правильно расположенные группы волосков. Это позволяет вертячкам развить необычайную подвижность и быстроту движений.

По берегам и над поверхностью воды в воздухе весело порхают разнообразные насекомые. Особенно привлекают внимание красивые стрекозы. Недавно они в виде личинок были обитателями воды. В июле многие стрекозы кладут яйца, приклеивая их на стебли водяных растений или на нижней стороне плавающих листьев.

Здесь же можно встретить поденок. Больше года прожили они

Рис. 42. Юные зоологи на водоеме.

в воде в виде личинок. В конце своей жизни на несколько часов они переходят в воздушную среду, спариваются, откладывают в воду свои яички и умирают.

В воде плавают различные жучки, водяные клопы, водяные пауки, водяные улитки и другие насекомые.

Всех их при помощи водяного сачка легко можно поймать и перенести в аквариумы живого уголка для более подробного изучения. Нужно только в живом уголке создать необходимые для их существования условия. Аквариумы должны быть просторными и заселены водяными растениями. Животный мир и растительное царство дополняют друг друга и обмениваются продуктами к их взаимной пользе. Растения выделяют кислород и нуждаются в углекислом газе для своего питания. Животные поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Кроме того животные нуждаются в растительной пище. Вот почему аквариум должен являться как бы небольшим озером, поросшим водяными растениями.

Во время летних экскурсий и вылазок на водоемы можно также познакомиться с рыбным населением их. Во второй половине июня еще продолжается метание икры у лещей, карпов, сазанов и других рыб. В это время они бывают настолько неосторожны, что не замечают приближения человека и легко попадают на острые железные зубья острог, которыми их быот с берега или с лодки. На мелких местах, где дно усыпано жесткими гальками, кладут икру пескари. До конца июня продолжается метание икры у линя, карася и у других озерных рыб. В это время хорошо ловятся на крючок карпы, плотва и другие рыбы.

Кончается лето, наступают более свежие дни и холодные ночи—жизнь в водоемах начинает замирать. Меньше становится водяных насекомых. Рыбы начинают собираться к местам своих зимовок. Большими стаями уходят они к более глубоким местам.

ПОДГОТОВКА ЖИВОТНЫХ К ЗИМЕ

Еще в конце лета в мире животных начинается подготовка к зимним холодам. Все перелетные птицы улетают в далекие теплые страны. Зимующие птицы одевают теплое зимнее оперение и остаются на зимовку в своих родных местах. В средней и южной полосе нашего Союза поздней осенью появляются новые пернатые пришельцы. Они прилетают сюда на зимовку с более северных мест. Из тундры и северных лесов прилетают свирестели, снежные пуночки, снегири, чечотки и другие северные гости.

Все звери усиленно готовятся к наступлению холодов. Шерсть пушных зверей становится гуще и длиннее. Меняется их окраска. У зайца-беляка пробивается седой волос. Сереют белки. Ласки и хорьки также начинают сереть, чтобы к зиме стать совершенно белыми. Хомяки, суслики и другие грызуны, питающиеся зерном и плодами, устраивают особые кладовые и собирают в них зимние запасы кормов. Белки в дуплах деревьев устраивают склады орехов, жолудей и хвойных шишек. Туда же они перетаскивают сухие грибы. К заготовке их белки приступают еще в июле. Заботливо собирая грибы, они натыкают их для просушки на сухие сучочки на вершинах высоких сосен.

С наступлением осени холоднокровные животные становятся более вялыми. Все реже и реже из своих нор и убежищ показываются ужи. В начале октября они засыпают на зиму. Жабы в начале октября забираются под камни, в свои норы, и сидят там неподвижно до наступления теплых весенних дней. Травяные лягушки также до весны уходят в норы, под корни деревьев и в углубления крутых берегов. Как только холодные утренние зори застудят воду в прудах и озерах, зеленые лягушки глубоко

зарываются в ил на дне водоемов или в какой-либо дыре и, как мертвые, лежат там до наступления весны.

В октябре пропадают многие насекомые. Они прячутся под кору деревьев, в мох, под камни и готовятся к зимней спячке.

В конце октября и в ноябре засыпают большие и малые звери. Раньше всех засыпают летучие мыши, за ними ежи, хомяки, садовые и лесные сони, степные суслики и байбаки. Из хищных зверей в начале ноября засыпают барсуки, и с выпадением снега укладывается в берлогу косолапый медведь.

Зимняя спячка дает возможность зверям переносить суровые холода без пищи и движения.

Во время осенних экскурсий в природу необходимо выяснить, как животные готовятся к зиме. Нужно отметить, когда наступает спячка наиболее распространенных в данной местности животных, какие животные не подвергаются спячке и как они встречают зиму.

птицы зимой

Наступает зима. Замерзают водоемы, и сплошная снежная пелена покрывает землю.

На обнаженных ветках деревьев и кустарников не трудно заметить разнообразных зимующих птиц. В это время надо организовать изучение и учет птиц на отдельных участках. Для этого рекомендуем провести несколько экскурсий и вылазок в лес, в парк или в сад. Наблюдая там за птицами, можно учесть, примерно, количество их и описать внешние признаки и повадки часто встречающихся птиц.

Изучение птиц можно проводить одновременно с подкормкой их. Подготовку к этой работе следует начать заранее. Еще осенью нужно изготовить достаточное количество кормушек и кормовых столиков и заготовить необходимые корма. Кормом для птиц являются конопляное семя, пшено, овес, остатки каши, ' сушеные муравьиные яйца, сушеные ягоды бузины, можжевельника, калины, рябины и семена различных растений (клена, ясеня, липы и др.). Ягодами клюквы или рябины можно привлечь снегирей, свирестелей. К зернам проса, овса прилетят овсянки, щеглы, большие синицы, поползни и снегири. Синицы будут прилетать за зернами конопли, за мучными червями и муравьиными куколками. Начав подкормку, нужно производить ее регулярно, так как не найдя корма на месте, птица может исчезнуть на несколько дней. Место для прикормки должно быть выбрано тихое, окруженное со всех сторон деревьями, но удобное для наблюдений. Кормовой столик устанавливается на небольшом столбе на высоте 1—2 метров. Можно устроить несколько различных столиков, но так, чтобы птицы могли с ветвей прямо соскакивать к корму. Для защиты от ветра и снега у столика нужно сделать загородку и крышку.

Наблюдения за птицами у столика дадут возможность выяснить зимнюю пищу различных птиц, поведение кормящихся птиц у кормушки, отношение птиц друг К другу, в какое время дня птицы посещают кормовые столики, изменения в составе и количестве их и другие вопросы.

Результаты наблюдений у кормового столика необходимо подробно записать в дневник. При этом надо отметить время наблюдений, какие птицы посещают кормовой столик и как они себя ведут.    ,

СЛЕДЫ НА СНЕГУ

В зимний период можно заняться изучением животных своего района путем проведения экскурсий по следопытству. Изучение следов животных следует начинать с домашних животных и птиц. Нужно прежде всего ознакомиться со строением их конечностей и получить отпечатки на снегу. Сравнивая по ним следы отдельных животных, надо выяснить различия в длине и ширине следов передней и задней лапы, расстояние между парой конечностей в ширину. Эти признаки дадут возможность судить о величине следа, а глубина следа даст возможность на экскурсии составить некоторое представление о весе животного. По направлению когтей можно сказать о направлении передвижения животного, а также выяснить, является ли животное пальцеходящим или стопоходящим. Все эти признаки, дополнительные наблюдения (остатки корма, помет животных, норы их и т. д.) дадут возможность не только определить животное, но и выяснить картину всего пути его.

Идя по следу зверя, никогда не следует затаптывать след, надо итти рядом с ним.

Ночью выпал легкий снежок. Одевшись потеплее и нацепив на ноги лыжи, отправимся в ближний лес. Надо не забыть захватить с собой записную книжку и карандаш, небольшую линейку или рулетку, походную сумку и, если есть, бинокль для попутных наблюдений над птицами. На свежевыпавшем снегу животные оставили отпечатки своих ног. Вот следы белки. Займемся изучением их. От этой сосны следы берут свое начало. Значит, белка спустилась здесь с дерева. Направление следов

показывает ее путь. Ровными прыжками прошла она к этому пню, что-то копала здесь. Дальше отправилась к елке, от которой след ее пропадает. Видно, у пня не нашла ничего съедобного, решила забраться на ель и поживиться там еловыми шишками. Действительно, под елкой набросана их шелуха и валяются голые стержни. Полакомившись здесь, белка решила избрать воздушный путь для передвижения дальше. Распустив свой пышный хвост, как парашют, она начала перепрыгивать с одного дерева на другое.

Таким же путем можно по снегу легко прочесть следы мышей, проследить путь зайца-русака.

Много неожиданного и интересного можно встретить на такой зимней экскурсии.

Все наблюдаемое необходимо записывать в дневник. Следы животных на снегу надо зарисовать. Зарисовать следует не только отпечатки лап, но и всю картину следов зверя. Остатки шишек, объеденных белкой, ветки, погрызенные-зайцем, чешуйки семян и шишки надо захватить с собой. По записям в дневнике и собранному материалу надо составить альбом и, показав другим, рассказать о той интересной жизни, которая протекает в лесу и которая скрыта от глаз тех, которые еще не научились наблюдать ее.

жизнь подо льдом

Если сделать прорубь в пруду и попытаться выяснить, в каком состоянии находятся животные подо льдом, то и здесь обнаружится жизнь. В силу особых физических свойств воды она представляет благоприятные условия для зимовья животных. При 4°С вода имеет наибольшую плотность. При такой температуре вода наиболее тяжелая, и поэтому она опускается на дно. При замерзании же воды происходит особенно значительное ее расширение. Лед при 0° по сравнению с водой имеет больший объем (на 9°/0). Поэтому он не опускается на дно в наших водоемах, и толщина его в 1 метр является редкостью. Охлаждение воды сквозь лед идет медленно, так как лед плохой проводник тепла. Поэтому не только животные, населяющие верхние слои воды, но и другие обитатели пруда с приходом зимы должны опускаться на дно.

Водяные жуки, вертячки, жуки-плавунцы погружаются на дно водоема и там зарываются в тину. Подобно им, погружаются на дно и другие водяные жуки, водяные клопы, многочисленные куколки и личинки насекомых, моллюски и др. Зимний сон у рыб известен лишь у карповых и осетровых. Окутанные толстым слоем слизи, они лежат неподвижно на дне глубоких ям. Подвижность к ним возвращается только после известного промежутка времени и если их потревожить. У других рыб зимней спячки не бывает, но понижение их жизнедеятельности, не доходящее однако до состояния сна, является общим явлением.

Независимо от условий зимовья, ряд мелких животных, встречающихся летом не только в прудах, но и в лужах (мелкие ракообразные, дафнии, коловоротки, мшанки и губки) зимой исчезают совершенно. Они погибают. Эти животные образуют на зиму покоящиеся зародыши (дафнии—особые зимние яйца, покрытые плотной оболочкой, пресноводные губки распадаются осенью на большое количество мелких почечек).

Экскурсия на водоем, наблюдения у незамерзающей проруби, сбор живого материала вносят много интересного в зимнюю работу юных зоологов. Лов животных сачком через проруби проводится на различной глубине с последующим разбором, определением и записью собранного материала по такой форме:

Время экскурсии

Место экскурсии

Толщина

льда

Температура воздуха

1 Температура воды

Найденные животные

Примечание

У самой поверхности

На

глу

бине

Надне

водое

ма

Собранный материал в живом уголке подвергается дальнейшей обработке.

ЗИМОВКА НАСЕКОМЫХ

Места зимовок насекомых очень разнообразны. На заборах, на стволах деревьев, под корой пней и в дуплах деревьев, на опавшей листве, на ветках яблонь, близ почек и под чешуйками можно встретить разнообразных насекомых в различных стадиях развития. Во время оттепелей особое внимание следует обращать и искать животных на снегу около деревьев, пней, бревен, досок, камней, где снег сильнее оттаивает. Интересно произвести подсчет количества животных, добытых всеми экскурсантами во время экскурсий, ставя полученные данные в связь с условиями погоды, снежного покрова, характером местности. Наиболее богатый и разнообразный материал по зимовкам насекомых дают лес и плодовый сад.

При проведении экскурсии в сад в трещинах коры плодовых деревьев можно найти небольших седоватых долгоносиков с беловатыми косыми полосами на спине—яблоневых цветоедов. Они весной губят цветочные бутоны, причиняя садам большой вред. На коре, в нижней части ствола,- в сотканной из паутины колыбельке встречается розоватая гусеница с темной головкой. Это гусеницы бабочки-плодожорки.

На концах веток яблони можно встретить зимующие гнезда боярышниц. Здесь же часто попадаются кладки яиц кольчатого шелкопряда, расположенные кольцом на молодых побегах.

Близ почек, у их основания, можно заметить мелкие блестящие яички черного цвета — яички тлей. Разбросанные в беспорядке по молодым побегам часто встречаются яички медяниц.

На садовых заборах, особенно близ огородных культур, нетрудно найти небольшие куколки капустных белянок. На какой стороне забора они чаще встречаются и почему? Посмотрите, как куколки держатся на заборе. Заметив, часть их следует оставить на заборе и проследить, что будет с ними в течение зимы— погибнуть ли они от птиц и от мороза.

Кроме этих куколок на заборах часто можно встретить небольшие—3—4 миллиметра—золотисто-желтые коконы наездников, паразитирующих в гусеницах других насекомых.

На заборах близ зарослей крапивы можно найти куколок, висящих вниз головой — куколок крапивниц.

Все наблюдения и работу на экскурсиях необходимо записывать. Особенно подробно следует отмечать, где и при каких условиях будут попадаться зимующие насекомые. Весь собранный на экскурсии материал складывается в банки, снабжается этикеткой и используется для дальнейших наблюдений в живом уголке.

Снаряжение для такой экскурсии несложно: несколько небольших банок и коробок, ножи, карандаши и бумага.

В ЖИВОМ УГОЛКЕ

Работа юных зоологов в живом уголке не прекращается в течение всего года. В осенне-зимний период выход в природу ограничен, и живой уголок, заселенный различными животными, становится основной базой для работы юных зоологов.

Как же заселяется живой уголок?

Для проведения наблюдения и постановки опытов значительная часть живого материала, добытого на экскурсиях, помещается в живой уголок. Помимо того, такие объекты, как морские свинки, крысы, золотые рыбки и птицы, могут быть принесены самими ребятами или куплены в зоологическом магазине. Распределение живого материала и оформление уголка должно производить приятное впечатление и возбуждать интерес к проводимой в нем работе.

С птицами в зимний период в живом уголке можно^"провести такую работу:    изучение их внешних признаков, сравне

ние птиц друг с другом как по внешнему виду, так и по голосу, изучение поведения птиц в живом уголке и постановка различных опытов по кормлению и уходу за птицами. Наиболее выносливы для содержания в живом уголке птицы из группы зерноядных: чечотки, чижи, зеленушки, овсянки, зяблики, щегол, клест и снегирь. Из группы насекомоядных птиц лучше всего выносит неволю синица большая.

Производя обработку материала наблюдений в природе, в живом уголке можно поставить опыты с кормлением зерноядных птиц различными кормами, например опыт по кормлению снегирей или других птиц одной коноплей. Интересно проследить влияние корма на быстроту линьки отдельных птиц. При проведении работы с птицами, можно изготовить самодельные препараты, скелеты, шкурки и чучела птиц. Установление связи между кружками даст возможность произвести обмен изготовленными коллекциями и ознакомиться с населением птиц отдаленных районов.

В живом уголке можно провести наблюдения за жизнью млекопитающих и земноводных животных (белка, еж, хомяк, лягушка, уж и др.). Интересно пронаблюдать за поведением животного перед спячкой и при его пробуждении. Производя регулярное взвешивание, важно проследить за падением веса животного в различное время от начала спячки и при пробуждении. При этом следует производить сравнение с первоначальным весом до перехода к состоянию спячки. Следует произвести наблюдения над поведением животного при временном переходе от спячки к бодрствованию и поставить различные опыты с укорачиванием периода спячки.

Интересны опыты над приручением животных, выработка у них условных рефлексов и работа по скрещиванию. Эта работа посильна только юннатам старшего возраста.

Наиболее просты и доступны для наблюдений в живом уголке различные водные обитатели. Обычно разбор материала, принесенного с экскурсии на водоем, выдвигает массу вопросов.

Рис. 43. Наблюдение за черепахой в живом уголке.

Отдельные моменты из жизни обитателей водоемов можно выяснить только путем наблюдений в живом уголке. При устройстве аквариума и заселения его рыбами имеется возможность ознакомиться с уходом, содержанием и кормлением различных видов рыб. В живом уголке можно также поставить ряд опытов, выясняющих функцию отдельных плавников, их регенерацию, действие на рыбу продуктов собственного обмена веществ и другие.

В работе с населением аквариумов интересно увязать ботанический и зоологический раздел работы. Выяснить, например, влияние присутствия растений в аквариуме на самочувствие рыб и влияние частой смены воды в аквариуме на развитие растений.

Из других водных животных в живом уголке можно поместить плавунцов, гладышей, скорпионов, различные виды моллюсков, личинки стрекоз, личинки ручейников, пиявок и др.

На этих животных можно опытным путем и путем наблюдений выяснить ряд биологически важных моментов, ознакомиться с различными типами передвижения водных животных, сравнить их движение в воде с передвижением на суше.

Собранные на экскурсиях насекомые также помещаются в живом уголке для дальнейших наблюдений за ними.

Куколки и коконы надо будет поместить в банку с небольшим количеством земли, прикрыть мхом и время от времени опрыскивать его золой. На мох надо наложить наклонно несколько палочек, чтобы вышедшие из куколок бабочки могли свободно расправить здесь свои крылышки.

Срезанные ветки с яйцами насекомых нужно поставить в бутылку с водой. Вышедших гусениц кормят листьями. Для этого надо заранее подготовить распустившиеся ветки деревьев и кустарников. При воспитании гусениц следует обратить внимание на такие моменты: выход гусениц из яиц, передвижение, строение ног, выпускание паутинки, питание, рост, линька, окукливание, выход бабочки из куколки.

В условиях живого уголка в зимнее время можно поставить простейшие опыты по борьбе с вредителями, например с тлей, действуя на нее мыльной пеной или табачным раствором.

Уход за объектами живого уголка распределяется между всеми членами кружка. Каждый юннат проводит опыт или наблюдение над определенным животным. Для наблюдений за общим порядком в живом уголке должны быть выделены один-двое дежурных. На обязанности такого дежурного лежит уход за животными и ведение общего дневника, отображающего жизнь живого уголка.

V. ЮНЫЕ ШЕФЫ НАД МОЛОДНЯКОМ

Работа по уходу за телятами, жеребятами, поросятами, ягнятами и за другим молодняком в колхозе, в совхозе и в своем хозяйстве вполне доступна пионерам и школьникам. В своем приветствии юным шефам молодняка Московской области генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ тов. Косарев писал:

«Шефство, которое вы взяли над молодняком, обязывает всех вас к тому, чтобы у ваших родителей по двору гуляли породистые куры, чтобы в ваших дворах и колхозных хлевах стояли сытые, здоровые ягнята, поросята, чтобы рос наславу в колхозе теленок и жеребенок.

Примером хозяйской заботы о молодняке могут служить пионеры Волоколамского района Горячева Нина, Лучшева Надя и Незамаева Галя.

Пленум МК ВЛКСМ не зря объявил областное соревнование на лучший уход за молодняком и признал шефство не только вашим делом, но и комсомольским. Вы же, юные ленинцы, должны здесь проявить свою роль младшего брата и лучшего помощника комсомола.

Работа эта вам по силам. А успех ее будет зависеть от того, насколько хорошо к ней отнесется каждый из вас.

Желаю вам большого успеха.

А. КОСАРЕВь

Для того чтобы эта работа проходила более организованно и успешно, следует ребят, желающих быть юными шефами молодняка, объединить в кружки юных животноводов.

Рис. 44. Кормление подшефных козлят.

В зависимости от интересов членов кружка их можно распределить на звенья (звено шефов над телятами, над жеребятами и т. д.). Каждый член кружка должен быть прикреплен к определенному животному. Члены кружка могут между собой соревноваться за чистоту помещения подшефных животных, чистоту кормушек, поилок и остального инвентаря, хорошее состояние здоровья подшефных животных, правильное и своевременное кормление, за нормальный привес и хорошую упитанность подшефных животных.

Очень важно работу юных шефов учитывать в специальных дневниках. Нужно на каждое подшефное животное завести тетрадь для записи результатов взвешивания его и учета израсходованных кормов.

Работа юных шефов над молодняком зависит от того, над какими животными они шефствуют, и от сезона.



Юный натуралист, 1936