Весна. ЦВЕТЕНИЕ РАСТЕНИЙ


ЦВЕТЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Наступил май. Больше месяца прошло со времени первой жскурсии юных ботаников в лес. За это время в лесу произошли Зольшие перемены.

Деревья и кустарники развернули свои листья, и лес зазе-| ленел, наполняя воздух смолистым запахом.

На лесных опушках и на широких лесных полянах среди' изумрудной зелени пестреют яркие цветы.

Плодовые деревья одевают свой прекрасный бело-розовый ї цветочный наряд.

В лесу расцветает черемуха, белоствольная береза, стройный ясень, раскидистый клен и исполин лесов — могучий дуб. Цветут хвойные деревья и кустарники.

В это время юным ботаникам надо организовать вторую I экскурсию в лес. На этой экскурсии можно познакомиться с ; распусканием листьев и цветением деревьев и кустарников. Одновременно нужно обследовать травянистую растительность леса.

Снаряжение на эту экскурсию берется то же, что и на первую.

Маршрут для этой экскурсии желательно взять тот же, по которому проходила первая весенняя экскурсия. Это даст воз- t можность выяснить, какие изменения произошли с теми объектами растительного мира, которые юные ботаники наблюдали в апреле.

Экскурсию хорошо «провести во второй половине мая. В это время у наших старых знакомых — ольхи и орешника — уже распустились листья, а тычинковые сережки засохли и осыпались. Красные рыльца пестиков тоже завяли, но плодниковые (женские) соцветия значительно увеличились.

Возьмем в ботанизирку несколько штук и в живом уголке рассмотрим их.

В середине мая развертываются почки рябины, выбрасывая нарядные перистые листья. К концу мая она покроется белыми пахучими цветами. Крепкий, но не очень приятный запах ее цветов привлекает целые стаи мух и других насекомых.

Во второй половине мая зацветает много деревьев и кустарников.

Желтовато-белыми цветами покрывается лесная жимолость. Вслед за нею кистями маленьких беловатых цветочков одевается бузина. Желтая акация (чилижник) покрывается множеством желтых медоносных цветов, похожих на цветы гороха. Кусты барбариса, крушины и калины, боярышника и душистой черемухи также расцветают в это время.

Во второй половине мая цветут ели, сосны и можжевельники. Цветы их разделяются на мужские и женские и опыляются ветром.

Клен, распустив свои желтовато-зеленые цветы, собранные

в густые букетики, привлекает массу пчел и шмелей. К концу мая запылят сережки дуба.

Соберем ветки цветущих деревьев и кустарников, рассмотрим строение их цветов и выясним, как происходит опыление у различных растений.

Рис. 10. Дуб: 1 — ветка дуба, на которой: а —• сережки с тычиночными цветами, б — пестичные цветы; 2 — часть увеличенной сережки с тычиночными цветами; 3-—пестичный цветок в разрезе; 4 — тоже в разрезе; 5 —• плод (жолудь).

Соберем также различные листья деревьев и кустарников, рассмотрим в ботаническую лупу их строение, форму и научимся определять растения по листьям.

Посмотрим, какие изменения произошли с травянистой растительностью.

В мае большинство ранних весенних растений отцветает, но на смену им распускается множество новых. Под тенистым пологом леса мелькают белоснежные звездочки земляники, желтые шаровидные головки купальницы, душистые фиалки, изящные колокольчики ароматного ландыша, нежные душистые майники.

Расцветают баранчики, вероника и другие растения.

При сборе этих цветов важно разделить их на

знакомые и незнакомые (не встречавшиеся раньше). Незнакомые цветы надо по определителю определить. Следует отметить, какие растения встречаются в лесу часто и какие редко.

Наиболее интересные травянистые растения (землянику, купальницу, ландыши, фиалки и др.) необходимо выкопать и перенести на опытный участок в уголок дикой флоры.

Обработка собранного во время экскурсии материала будет сводиться главным образом к рассмотрению цветов. При этом

.    гз

особое внимание следует обратить на приспособления цветов к опылению. Путем дополнительных наблюдений можно будет установить, какие насекомые посещают тот или иной цветок, как добираются до его нектара, какое значение имеют окраска цветка, запах, собрание мелких цветов в соцветия и т. п.

Помимо указанных выше экскурсий, в течение весны можно организовать и провести ряд других экскурсий, как, например, в парк, в плодовый сад, в питомник, на луг, на колхозные поля и огороды, которые дадут богатейший материал для работы юных ботаников.

Кроме весенних экскурсий и наблюдений за развитием растительного мира, юные ботаники весной проводят также большую работу на ботаническом участке.

НА БОТАНИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ

Для того чтобы изучить жизнь и строение растений, одних экскурсий и наблюдений недостаточно. Для этого надо организовать работу на ботаническом участке и в зеленом уголке.

Эта работа даст юным ботаникам много новых сведений о жизни растений дополнительно к тому, что они узнали из книг, от учителя, во время экскурсий и наблюдений. Работа на участке и в зеленом уголке научит юных ботаников управлять развитием и ростом растений.

Для ботанического участка необходимо выделить площадь на школьном дворе или на пришкольном участке, если он расположен недалеко от школы и имеет изгородь.

Большую часть этого участка следует отвести под живой гербарий. Задачей живого гербария является показать наиболее типичных представителей важнейших семейств растений.

Ленинградская естественно-научная педагогическая станция на основе опыта работы юных ботаников на агро-ботаническом участке рекомендует такой список растений для живого гербария3:

Семейство злаков: кукуруза, сорго, суданка, овес, тимофеевка, рожь, ячмень, полба, пшеница, просо, мятлик луговой, овсяница высокая, ползучая, луговая и др.

Семейство лилейных: лук репчатый, лук поррей, лук батун песочный, чеснок, декоративные лилии, тюльпаны, гиацинты; дикие—безвременник, чемерица, ландыш, пролески и др.;

Рис. 11. Юный ботаник изучает строение листа.

Семейство лютиковых:    лютик — едкий, много-

дветковый, ядовитый; калужница; ветреницы; горицветы; декоративные— ломонос, пион, живокость, водосбор.

Семейство крестоцветных:    сердечник луго-

зой, ложечная трава, горчица, капуста, брюква, репа, редька, дикая редька; декоративные — левкой, гесперис или ночная фиалка.

Семейство розоцветных:    шиповники, малина,

ежевика, лапчатки, земляника, клубника, гравилат.

Семейство бобовых: горох, фасоль, соя, люпин, донник, клевер, вика посевная, мышиный горошек, бобы, чина луговая, горошек душистый и др.

Семейство зонтичных: морковь, петрушка, сельдерей, укроп, анис, болиголов, собачья петрушка, борщевник.

Семейство губоцветных: мята перечная, мята кудрявая, шалфей, лаванда, яснотка (глухая крапива), базилик, чабер.

Семейство пасленовых: мексиканский томат, по-лидор, картофель, паслен черный, паслен сладко-горький, баклажаны, дурман, белена, перец, белладонна; декоративные— петуния, табак декоративный.

Семейство сложноцветных: подсолнух, земляная груша, сафлор, салат, цикорий, ромашка лекарственная, поповник, одуванчик, тау-сагыз, скорцонера, полынь, череда, василек, мать-и-мачеха; декоративные — цинния, бархатцы, ноготки, астры, рудбекия, георгины, хризантемы, пиретрум, маргаритка.

Указанный список является примерным. В зависимости от размеров участка количество растений в живом гербарии может быть уменьшено или увеличено за счет новых видов.

Для каждого семейства на участке следует отвести особую грядку. Для каждого растения надо написать этикетку, указав русское и латинское название его. Растения для живого гербария собираются во время экскурсий и вылазок в лес, в поле, на луг. Часть растений на участке группируется по сообществам (растения леса, растения луга и т. п.).

Необходимым дополнением к живому гербарию является уголок дикой древесной растительности. В этом уголке высаживаются наиболее интересные и типичные растения местной флоры (береза, ольха, осина, ель, сосна, рябина, орешник и другие деревья и кустарники).

Для знакомства с водяными растениями на ботаническом участке надо устроить небольшой водоем. Для этого выкапывается; неглубокая яма (до 0,5 метра) в диаметре 2—3 метра. Дно и стены ее выкладываются кирпичом и бетонируются. После этого водоем наполняется водой и заселяется водяными цветковыми растениями (ряска, элодея, стрелолист, пузырчатка, водяная гречиха, водяной лютик, кувшинки, водокрас и др.).

На открытом возвышенном месте надо устроить альпийскую горку. Для этого потребуются крупные камни и песчаная почва. Между камнями на горке можно посадить такие растения: бадан, очиток, молодило, мать-и-мачеху, вереск, плющ, золотарник и др. Из зеленого уголка летом на горку можно перенести кактус и другие комнатные светолюбивые растения.

Над этими растениями юные ботаники в течение весны и лета проводят наблюдения и изучают особенности их развития.

Большой интерес представляет работа юных ботаников на дарвиновской площадке. Наблюдения на этой площадке дадут возможность выяснить, как появляется растительность на чистом месте, как она развивается и как происходит борьба за существование в мире растений.

Организация дарвиновской площадки не представляет большого го труда. Для этого надо выделить участок прямоугольной формы от 4 до 10 кв. метров и огородить его. Верхний слой почвы, примерно в 25 см., необходимо снять и заменить песком. Песок следует хорошо утрамбовать. Для облегчения подсчета появляющихся растений площадку можно разделить проволокой на несколько квадратов. Лучшее время для организации дарвиновской площадки—ранняя весна или осень. В это время происходит наибольшее рассеивание семян древесных растений. В течение весны, лета и осени юные ботаники могут организовать систематические наблюдения за развитием растительности и провести точный учет ее. Все деревца дарвиновской площадки должны занумеровываться и наноситься на план.

Наряду с этой работой юные ботаники могут провести на своем участке различные опыты. Многие из указанных ниже опытов для кружков юных растениеводов с успехом можно провести и на ботаническом участке. Опытная работа юных ботаников должна помочь им в изучении строения и жизни растений, а также выяснить, как человек может воздействовать на растение.



Юный натуралист, 1936