ЛЕТО. ЛЕТНИЕ ЭКСКУРСИИ В ЛЕС


ЛЕТО

Наступает лето. Горячие лучи июньского солнца все сильнее и сильнее нагревают землю. Пышно расцветает растительный мир. Лес, поле, луг в летние месяцы живут наиболее полной и красочной жизнью.

В это время юные ботаники могут провести чрезвычайно интересную и очень ценную работу. Краеведческие экспедиции и экскурсии, походы и вылазки в природу, работа в пионерлагере ина-участке — все это значительно расширит знания юных ботаников о растительном мире.

Очень многие городские пионеры и школьники во время летних каникул выезжают в лагеря, в колхозы, на дачи. Там, в новой обстановке, в новом природном окружении можно развернуть интересную натуралистическую работу. Необходимо только к этой работе подготовиться. Надо получить в соответствии со своими желаниями задание от руководителя кружка, подготовить снаряжение и литературу.

ЛЕТНИЕ ЭКСКУРСИИ В ЛЕС

В жаркие летние дни экскурсии в лес проходят с большим интересом.

Пышная разнообразная растительность, свежий воздух, наполненный ароматом цветущих растений, и приятная прохлада леса всегда привлекают к себе пионеров и школьников. Под тенью высоких деревьев можно хорошо отдохнуть во время летнего зноя. Кроме того лес дает разнообразный материал для интересных наблюдений.

За время лета юные ботаники могут организовать и провести несколько экскурсий в лес.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРОД ЛЕСА

На первой экскурсии можно познакомиться с теми деревьями, из которых состоит лес, и научиться определять различные породы деревьев.

Наиболее распространенными древесными породами в северной и средней части нашего Союза являются сосна и ель. У этих деревьев листья похожи на иглы и называются хвоей. Сосна и ель называются хвойными деревьями. Кроме сосны и ели, к хвойным деревьям относятся также лиственница, пихта, сибирская кедровая сосна и вечнозеленый кустарник—можжевельник. Хвойный лес часто называется краснолесьем. Краснолесьем или красным лесом хвойные леса называются потому, что они круглый год остаются зелеными и не теряют своей красы. Исключение составляет лиственница, которая каждую осень сбрасывает свою мягкую, нежную хвою, а весной снова одевается новой хвоей. Лиственные леса называются чернолесьем. Это название дано

потому, что лиственные деревья на зиму теряют свою листву 11 становятся черными.

Очень часто встречаются смешанные леса, в которых наряду с хвойными деревьями растут її лиственные — береза, дуб, вяз, осина и другие. Хвойные, а также и лиственные леса очень редко состоят из одинаковых пород. Под пологом сосны, образующей первый ярус, растут ели, образуя второй ярус. В лиственных лесах средней полосы верхний ярус образуют осина и береза. Под пологом этих пород растут деревья второго яруса — вяз, клен, дуб, дикие груши, яблони, рябины и др. И наконец невысокие кустарники — орешник, боярышник, бузина, шиповник и др. — образуют третий ярус. Кустарники встречаются также и в хвойных лесах.

Часто смешанным лесам дается название в зависимости от того, какие породы преобладают в них. Если лес состоит из сосны, то его называют сосновым бором. Лес, где преимущественно растут ели, называют еловым лесом или ельником. Леса, в которых господствующей породой является дуб, называют дубовыми рощами или дубравами. Леса, состоящие из ольхи, называются олыианниками.

Во время первой летней экскурсии, когда все деревья и кустарники оделись листвой, не трудно будет определить видовой состав леса. Для этого необходимо на различных участках леса отмерить 2—3 площадки в 50—100 кв. метров и выяснить растительный состав их. При определении деревьев надо прежде всего выяснить, какая порода является господствующей для данного участка. Господствующими будут деревья, которые вырастают выше других и образуют самый верх — полог — леса.

Можно также учесть, какие деревья и кустарники растут в нижних ярусах и в каком количестве. При этом можно собрать коллекцию веточек и листьев деревьев и кустарников. Для коллекции можно взять несколько поперечных спилов различных деревьев, используя в первую очередь пни и поврежденные деревья.

Как обработать материалы этой экскурсии?

Прежде всего следует дать общую характеристику леса (хвойный, лиственный, смешанный, какие породы преобладают, примерная площадь, возраст деревьев и т. п.). После этого на основании заметок и зарисовок юных ботаников в путевых дневниках описываются отдельные породы деревьев и указываются их особенности. Весь этот материал можно оформить в специальном альбоме «Наш лес» или выпустить рукописный журнал, посвященный описанию леса.

зо

Вот небольшой отрывок из детского журнала:

І    «В пашем лесу чаще всего встречаются сосна и ель. Они имеют

иглистый лист, или хвою, и относятся к хвойным деревьям.

Хвои сосны и ели не одинаковы. У сосны они сидят попарно. Внизу они окружены маленькой сухой пленочкой. У ели хвои сидят поодиночке. Они короче, чем у сосны, и более жестки.

Шишки у сосны и ели тоже не одинаковы. Они состоят из отдельных, прилегающих друг к другу чешуй. Но чешуи сосновой шишки более толстые и твердые. Еловые шишки имеют тонкие и мягкие чешуи.

В шишках сосны и ели за чешуйками находятся маленькие семена с крылышками. Они разносятся ветром...»

5нс. 12. Сосна: 1 —-ветка сосны, на которой находятся: а — тычиночные оцветия, б — плодниковые, или пестичные, в —- зеленая годовалая шишка; ! — шишка с созревшими семенами; 3—-тычиночное соцветие (увеличено жоло 10 раз) с выпадающею пыльцею; 4—-плодниковое соцветие (уве-шчено в 4 раза); 5—отдельная чешуйка (ч) с двумя семяпочками (з).

Дальше юные ботаники описывают, какого цвета кора у :осны и ели, как расположены у них ветви, в каком месте и на сакой почве они встречаются.

Примерно в такой же форме описываются лиственные деревья і кустарники, а также даются рисунки и фотоснимки их.

БОРЬБА ЗА СВЕТ

При первом же посещении леса невольно бросается в глаза различие между деревьями, стоящими на опушке и в лесной чаще.

У деревьев, выросших на краю леса, на свободе, ветви спускаются значительно ниже, чем у деревьев, растущих внутри леса. Высота и толщина ствола у них тоже не одинакова. Деревья,

Рис. 13. Ель: 1 — ветка ели с тычиночными (а) и плодниковыми (б) соцветиями; 2 — еловая шишка; 3 — чешуйка с внутренней стороны с созревшими семенами; 4 — семя.

стоящие на свободе, имеют сбежистый, конусовидный и более низкий ствол, а деревья, растущие в лесу, имеют цилиндрический и более высокий ствол.

Чем это объяснить? Почему деревья одной и той же породы, растущие на свободе и в лесной чаще, неодинаковы?

Организуем и проведем вторую экскурсию в лес и попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Если пройти Б чащу молодого леса, то можно увидеть внизу много засыхающих и засохших ветвей. Эти ветви постепенно опадают. Почему это происходит! Ответ найти нетрудно. Чем больше разрастается молодняк, тел больше отдельные деревья затеняют друг друга и заслоняют свет. Нижние ветви больше затеняются, а потому они и опадают

Выделим несколько равных участков леса, состоящих из одню и тех же пород деревьев, но разных по возрасту, сосчитаем этт деревья. Можно заранее сказать, что чем старше лес, тем меныш будет деревьев. Чем это объяснить? Объясняется это тем, что ра стущие деревья все больше и больше затеняют друг друга. Наи более слабые начинают отставать в росте и затеняются еще силь

Рис. 14. Сосна, выросшая на свободе

нее. Через несколько времени они засыхают и погибают окончательно. В лесу постоянно происходит естественное прореживание.

Если на одном из участков леса сравнить деревья одной породы и одинакового возраста, то можно обнаружить, что они имеют различную толщину. Высота их также не одинакова. Крона тоже у одних развита хорошо, у других значительно слабее. От чего это зависит? Как могло случиться, что деревья одной породы, растущие одинаковое количество лет и на одинаковой почве, резко отличаются друг от друга? Объясняется это также борьбой за свет, которую деревья ведут между собой.

Все зеленые растения, кроме воды и растворенных в ней питательных веществ, добываемых корнями из почвы, поглощают также углекислый газ из воздуха. Питание растения углекислым газом происходит в его зеленых частях при участии солнечного света. Только при помощи солнечного света растение может разложить углекислый газ на углерод и кислород. Вот почему без солнечного света, в темноте, растение не может жить.

Не все растения требуют одинаковое количество света. Есть породы светолюбивые и теневыносливые.

Во время экскурсии сравните сосновый и еловый лес. Вы увидите, что стволы их деревьев не одинаково очищаются от ветвей. На соснах кроны значительно меньше, чем на елях, и ствол сосен больше очищен от ветвей. Сосновый лес более изрежен по сравнению с еловым. В нем светлее и просторнее. Следовательно, сосна требует больше света и относится к светолюбивым породам. Ель легче переносит тень и относится к теневыносливым раСТеНИЯіЧ.

Необходимо во время экскурсии, а также путем дополнитель ных наблюдений выяснить, какие породы леса являются боли светолюбивыми, а какие более теневыносливыми.Необходим< также обратить внимание на развитие травянистого покрова на различных участках леса.

В результате этой экскурсии и дополнительных наблюдений юным ботаникам можно предложить написать сочинение на тем) «Борьба за свет в нашем лесу».



Юный натуралист, 1936