ЛЕТО. СБОР ЦВЕТОВ, СЕМЯН И ЯГОД


СБОР ЦВЕТОВ, СЕМЯН И ЯГОД

В течение всего лета в лесу можно найти много цветущих ра стений.

У многих из них к середине и в конце лета созревают и рассей ваются семена, а также поспевают плоды и ягоды. Юные ботанию проводят ряд экскурсий и вылазок в лес для сбора семян, плоды и ягод.

Рис. 15. Сосновый лес.

Для этого необходимо заранее подготовить достаточное количество ботанических папок, корзин, коробочек и пакетиков.Надо также после предварительной разведки разработать маршруты и планы этих экскурсий и вылазок. В маршрутах следует точно указать, куда будут проводиться экскурсии и вылазки и какие участки леса будут обследованы, В планах надо указать, когда проводятся экскурсии, какое оборудование нужно подготовить и захватить с собой и как обработать собранный материал.

Что же можно найти в лесу во время летних экскурсий и в лазок?

В начале лета в лесу уже не встретишь цветущих деревьев. Только одна липа зацветает в середине июля. Цветы липы не ярко окрашены, но их аромат и нектар привлекают к себе миллионы насекомых и особенно пчел. Мелколистная липа в средней полосе цветет до самого конца июля, а крупнолистная—до середины июля.

В разных частях леса в июне можно найти много цветущих ягодных растений. Еще цветут земляника и дикая клубника.

Небольшими белыми цветочками расцветают дикая малина, куманика, костяника и др.

К концу июня и в первой половине июля рядом с цветами уже начинают созревать их вкусные ягоды.

Из травянистых растений в июне расцветает белая душистая любка, или ночная, фиалка, по кустам алеет лесная герань. На опушке леса и на полянах в это время можно встретить яркие цветы Иван-да-Марьи. Темнолиловые прицветники их ярко оттеняют желтые венчики цветов и делают их хорошо заметными пчелам и другим насекомым.

В средней полосе Союза в июне появляются грибы: маслята, грузди, а также мухоморы, волнушки и другие. В июле в лесу можно найти белые грибы и подосиновики. Надо организовать сбор и определение различных съедобных и ядовитых грибов по определителям4.

Из водяных растений в это время по лесным болотам цветут ежеголовки, кувшинки и водокрас лягушечий. По берегам озер зацветают водяная гречиха, тростники, камыши и рогозы.

К концу лета все меньше и меньше остается цветущих растений. В августе и в первой половине сентября еще встречаются круглые головки клевера, цветущий поповник и ромашки.

Соберем все эти растения для гербария летней флоры.Запишем в полевых дневниках, в каком месте они встречаются.

Рис. 16. Экскурсия в лес.

В средине и в конце лета у многих растений созревают плоды и семена. Во время экскурсии можно собрать коллекцию различных семян и обратить внимание на то, как происходит их расселение.

Созревшие семена расселяются по-разному.

В конце июля осыпаются семена березы, которые, как на крыльях, далеко разносятся ветром. Семена клена, ясеня, сосны и липы также снабжены тонкими кожистыми крылышками, при помощи которых они и распространяются.

Созревшие яркокрасные ягоды бузины и рябины в большом количестве поедаются птицами и разносятся ими далеко по окрестностям. Птицы поедают также без всякого для себя вреда волчьи ягоды, красные ягоды паслена сладко-горького и других ядовитых растений.

Плоды лопуха, череды, гравилата и многих других растений имеют прицепки и крючки. Человек, зверь и птица разносят на себе массу приставших плодиков этих растений.

Плоды одуванчиков, бодяков, чертополохов, ястребинок, осотов и большинства других сложноцветных имеют пушистые летучки.

Словно на парашютах, они далеко разносятся ветром на этих летучках. Плоды и семена многих растений распространяются водой. Быстро стекающие потоки дождевой воды, ручьи и реки захватывают их и переносят на новые места.

Так растения расселяются по лицу земли и постепенно расширяют занимаемую ими территорию.

Все это не трудно проследить во время экскурсий и наблюдений во второй половине лета.

НА ЛУГУ

Летняя экскурсия на луг даст много интересного для ребят. В начале лета здесь пестреют новые цветы различной величины, формы и окраски. Над ними летают разнообразные насекомые. Бабочки, пчелы, шмели, осы, жуки перелетают, перепархивают с одного цветка на другой. Там они находят себе пищу и переносят плодотворную пыльцу с одного растения на другое. Соберем для гербария летние луговые цветы и определим их по определителю. Во время наблюдений за цветами и насекомыми постараемся подметить, какими насекомыми посещаются различные цветы. Результаты наблюдений запишем в полевые дневники.

Значительную часть травянистых растений, покрывающих луга, составляют злаки. Цветы их почти незаметны. Они не имеют

ни ярких венчиков, ни душистых цветов, привлекающих насекомых. Как же они опыляются? Опыление у злаков происходит при помощи ветра.

Соберем для гербария цветущие злаки-, овсяницу, тимофеевку, полевицу и др.

В июне на лугу начинается сенокос. В это время воздух наполняется душистым ароматом сохнущего сена. Особенно сильный запах исходит от небольшого злака — душистого колоска.

За несколько дней до начала сенокоса юные ботаники могут провести очень интересную и полезную работу по определению хозяйственной ценности луга. Проведение этой работы можно поручить специальной бригаде, которая, кроме общих экскурсий на луг, ведет дополнительные наблюдения за луговой растительностью.

Для определения хозяйственной ценности луга надо иметь квадратную рамку, сколоченную из четырех деревянных планок. Размер рамки 1 или х|2 кв. метра. Наложив рамку на обследуемом участке, надо ножницами срезать всю траву, оказавшуюся внутри рамки. Взвешивание срезанной травы в сыром, а затем в сухом виде и пересчет с метра на гектар покажет количество сена, которое можно собрать с данного участка.

При помощи указанной рамки можно определить не только количество, но и качество сена. Для этого необходимо дать оценку скошенной травы на метровой площадке, распределив ее по кормовому достоинству на несколько групп. Наиболее ценными и питательными являются бобовые"растения^(клевер, горошки, чина и др.), а также злаки (мятлик, полевица, ежа, овсяница, лисохвост, тимофеевка и др.). Менее ценными как кормовые травы являются осоки и разнотравье (поповник, колокольчики, тысячелистник, гвоздики и другие).

Определив хозяйственную ценность луга, юные ботаники окажут большую помощь местному колхозу.

В ПОЛЕ

Рожь, пшеница, ячмень, овес, просо и другие культурные злаки, составляющие главную пищу человека, растут в поле. Кроме того на полях можно встретить лен, гречиху, картофель и другие культуры. Там же можно познакомиться с разнообразной сорной растительностью полевых культур.

Летние экскурсии в поле значительно расширят знания юных ботаников о растительном мире и помогут собрать интересный ботанический материал к новому учебному году.

Во второй половине июня на полях красивыми голубыми цветами зацветает лен. Крупными светлофиолетовыми или белыми цветами с желтыми тычинками цветет картофель. Несколько позднее зацветают пшеница, рожь, ячмень. Как и другие злаки, они опыляются ветром и потому не имеют яркоокрашенных или пахучих цветов.

Во время экскурсии ребята знакомятся со строением колоса ржи, пшеницы и других злаков. Каждый колос представляет из себя соцветие, собрание отдельных цветочков. Каждый цветочек имеет внутри три тычинки и завязь, сверху которой имеются пушистые рыльца. Завязь после опыления начинает развиваться и превращается в зерно. Такие злаки, как овес и просо, имеют другое соцветие—не колос, а метелку.

Стебель злаков называется соломиной. Она похожа на пустую трубку, на которой имеются утолщения или узлы, образующие внутри соломины перегородки.

По мере созревания зерна соломина желтеет и становится более твердой.

Во время экскурсии в поле можно собрать для гербария культурных растений различные злаки и другие полевые культуры.

В период созревания культурных растений в поле следует собрать коллекцию их семян.

На полях среди культурных растений растут различные сорные травы.

При плохой обработке земли и при плохом уходе за посевами сорняки расселяются повсюду. В золотистой чаще ржаных полей появляются лазурные васильки. Рядом с зелеными стеблями пшеницы ярко выделяются красные цветы куколя. Над тяжелыми созревающими колосьями хлебов высоко поднимаются стебли желтых осотов и алеют колючие головкичертополохов и татарников. Обвившись вокруг соломины, вьюнок] развешивает свои белые и розовые колокольчики. Многие сорняки не привлекают внимания своими цветами и незаметно расселяются на полях. Здесь можно найти пырей, овсюг, куриное просо, пастушью сумку и многие другие.

Сорняки приносят огромный вред сельскому хозяйству. По одним зерновым культурам они ежегодно сокращают урожай в среднем на 200 миллионов центнеров зерна.

Сорные растения отнимают у почвы влагу и питательные вещества. Они заглушают культурные растения и лишают их света. Многие сорняки являются рассадниками сельскохозяйственных вредителей и различных болезней. Ржавчина, головня

Рис. 17. Определение засоренности посевов.

поселяются сначала на сорняках, а потом, рассеивая свои споры, переселяются на культурные растения и губят их.

Вот почему в наших колхозах и совхозах ведется ожесточенная борьба с сорняками. Зерноочистка, прополка — все это направлено на уничтожение сорной растительности.

Но, чтобы успешно вести борьбу с сорняками, надо изучать их. Надо знать, где и как они растут, как размножаются и т. п.

Кружки юных натуралистов и секции юных ботаников в первую очередь могут оказать ценную помощь колхозам и совхозам в организации борьбы с сорняками.

Летние экскурсии юных ботаников в поле должны положить начало длительной и серьезной работе их по изучению сорняков полей.

Во время этой экскурсии следует: определить, Какие сорняки засоряют поля, учесть йх количество, выяснить, как влияют сорняки на развитие культурных растений и узнать, как размножаются сорняки.

Для определения видового состава сорняков и количественного учета их необходимо выделить среди посевов несколько пробных

площадок в 1 кв. метр. Площадки выделяются при помощи квадратной рамки, сколоченной из четырех деревянных планок длиной по 1 метру. Площадки обычно выделяются в шахматном порядке.

На пробных площадках производится подсчет всех встречающихся сорняков и составляется список их с указанием наззвания и количества.

Эта работа даст возможность выяснить, какие сорняки являются преобладающими на разных полях, и поможет правильно выбрать способы борьбы с сорной растительностью.

Одновременно с определением и учетом сорняков необходимо собрать отдельные экземпляры их для гербария «Сорняки наших полей».

Для выяснения влияния сорняков на развитие культурных растений необходимо выделить несколько метровых площадок, сильно засоренных и мало засоренных. На этих площадках надо подсчитать количество культурных растений и измерить длину стебля и колоса на различных участках. Необходимо также высчитать среднее количество стеблей на одном кусте культурного растения для наиболее засоренного и незасоренного участка.

Сравнение всех этих цифр покажет, какое угнетающее влияние оказывают сорняки на рост и развитие культурных растений.

Во время экскурсии в поле необходимо также выяснить, как размножаются отдельные сорняки. Для этого надо собрать образцы семян наиболее распространенных сорняков и рассмотреть подземные части корневищных сорняков.

При сборе семян следует обратить внимание на их приспособление к рассеиванию (летучки, прицепки и т. п.). Необходимо также во время экскурсии оборвать плоды с отдельных экземпляров сорных растений и дома подсчитать количество семян у сорняков. Этот подсчет покажет, что сорные растения отличаются огромной плодовитостью. Например, осот полевой дает до 35 тысяч семян с одного растения, пастушья сумка — до 73 тысяч, лебеда белая — до 100 тысяч, белена — до 446 тысяч и гулявник — до 730 тысяч семян.

Необычайная плодовитость сорняков является одной из основных причин широкого распространения их.

Очень многие из сорняков размножаются без помощи семян. Если во время экскурсии откопать корни осота, вьюнка, щавелька и других сорняков, то под землей можно найти корневые отпрыски, при помощи которых они размножаются. Вот почему эти сорняки обычно растут отдельными группами — куртинками.

Со всеми этими особенностями роста и размножения отдельных сорняков юные ботаники могут ознакомиться во время экскурсии и дополнительных наблюдений.

Весь собранный на экскурсии материал должен быть тщательно обработан. Юные ботаники должны установить правильные названия собранных сорняков и составить гербарий их. Из собранных семян следует составить специальные коллекции и таблички. Если во время экскурсии и дополнительных наблюдений будет обследован большой район, то необходимо составить карту распространения сорной растительности в этом районе. При обработке собранного материала необходимо выяснить, какие меры борьбы с сорняками следует применять на обследованных полях.

С результатами своей работы по изучению сорной растительности юные ботаники должны ознакомить местное население. Каждый кружок, желая принять участие в борьбе с сорняками, в план своей работы включает такие мероприятия, как участие в очистке посевного материала и т. п.

В САДУ И В ОГОРОДЕ

В течение лета юным ботаникам нужно побывать в саду и в огороде.

Там можно найти такие растения, которые не встречались ни в лесу, ни в поле. В садах растут разнообразные плодовые деревья и ягодники. Летом на них созревают вкусные плоды. В огородах в это время поспевают разные овощи.

Во время летних экскурсий в сад юные ботаники могут собрать там веточки и листья различных плодовых деревьев и ягодников и составить гербарий «Растения наших садов». При сборе и составлении гербария надо научиться определять плодовые деревья, и ягодники по листьям. Можно во время экскурсий и наблюдений в саду собрать семена плодовых деревьев и ягодников и из собранных семян составить коллекцию ^Семена культурных растений». Для этого необходимо иметь несколько стеклянных пробирок и плотный картон. Семена различных растений насыпаются в пробирки, примерно на одну пятую часть. Пробирки закрываются пробками и прикрепляются нитками к картону. На них наклеиваются этикетки с названием семян.

Если трудно достать пробирки, то коллекцию можно составить и без них. Для этого нужно иметь обыкновенный конторский клей и картон. Семена при этом наклеиваются в определенном порядке прямо на картон. Внизу пишется название сеиян. Для того чтобы такая коллекция была более прочна и сохранилась надолго, наклеенные семена надо накрыть стеклом. Стекло не-

обходимо прикрепить к картону при помощи полосок бумаги, смазанных конторским клеем.

Во время экскурсии на огород юные ботаники должны познакомиться с овощными растениями и собрать отдельные экземпляры их для гербария «Растения наших огородов». В конце лета на семенных участках огородов можно будет собрать коллекцию семян овощных культур.

Знакомство с плодовыми деревьями и ягодниками, а также наблюдения над огородными культурами дадут юным ботаникам богатый материал о том, как человек управляет растением. В саду и огороде человек различными способами воздействует на почву, а также и на само растение; благодаря этому он получает хорошие урожаи плодов, ягод и овощей.

Во время экскурсий и наблюдений в саду и в огороде юные ботаники выясняют, какие виды ухода применяются в летний период.

В течение лета в саду вокруг деревьев взрыхляется почва. Ягодные кустарники в это время тщательно пропалываются. У плодовых деревьев удаляются молодые побеги, растущие от корней. Молодые деревья подвязываются к кольям для того, чтобы сделать их более устойчивыми. Наиболее слабые деревца поливаются жидким навозным удобрением. В сентябре под деревьями и вокруг кустов почва покрывается навозом или мхом для защиты корней от мороза.

На огороде в летний период проводится также большая работа по уходу за овощами.

Все культуры тщательно пропалываются. Почва все время взрыхляется для сохранения в ней влаги. Густые посевы овощных культур несколько раз прореживаются с целью увеличения площади питания отдельного растения. Отдельные овощные культуры поливаются жидкими удобрениями. В сухую погоду производится поливка всех овощных культур водою.

Знакомясь с различными видами ухода за растениями, юные ботаники должны выяснить, какое влияние оказывает этот уход на растения.

Бывая на экскурсиях в поле, в саду и в огороде, юные ботаники в течение лета не прекращают также своей работы на ботаническом участке. Работу по уходу за участком и наблюдения за растениями нужно проводить ежедневно. Для этого на летний период устанавливается дежурство юннатов по участку.

Уборку и учет урожая на участке следует проводить своевременно и аккуратно. От этого зависят результаты опытнической работы юных ботаников.

и

ЛЕТНИЕ ЗАДАНИЙ

Отдельные юннаты на лето уезжают в деревню или на дачу и до осени порывают связь со своим кружком. Но это не значит, что они прекращают любимую натуралистическую работу.

Каждый юннат, уезжающий из города, может получить задание на летний период. Вот список примерных заданий для юных ботаников:

1.    Отметить в дневнике время цветения различных растений. Для этого необходимо установить наблюдения за отдельными растениями в лесу, на лугу, в поле, в саду и в огороде и записать, когда появляются первые цветы на этих растениях, а также отметить время массового цветения их.

Все эти записи осенью интересно будет сравнить с теми записями, которые будут сделаны другими членами кружка в различных местах.

2.    Отметить время созревания семян и плодов различных растений.

3.    Собрать гербарий культурных растений, растущих в поле, в саду и в огороде.

4.    Собрать гербарий сорняков поля и огорода.

5.    Собрать для гербария веточки и листья различных деревьев и кустарников, растущих в лесу и в саду.

6.    Собрать коллекцию образцов древесины наиболее распространенных в данной местности лесных пород.

7.    Собрать коллекцию семян и плодов главнейших культурных растений и сорняков.

В зависимости от местности, в которой будут находиться юннаты можно дать ряд других заданий. Не следует только перегружать ребят большим количеством их. Достаточно каждому юннату взять два-три задания.



Юный натуралист, 1936