ОСЕНЬ. ТРАВЯНИСТАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ОСЕНЬЮ


ТРАВЯНИСТАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ОСЕНЬЮ

В конце сентября или в начале октября в ясный солнечный день, целесообразно провести экскурсию в лес, в поле или на луг и обследовать травянистую растительность.

Цветение большинства растений уже закончилось. Среди поблекшей травы одиноко мелькают желтые головки одуванчиков,

Іельїе и розовые зонтики тысячелистника, красивые нежно-•олубые васильки и другие цветы поздней осени.

Во время экскурсии можно собрать отдельные экземпляры цих цветов для осеннего гербария и для пересадки их в живой полок.

Осень — пора плодов и семян. В сентябре и в октябре созревает \acca разнообразных плодов. Вся земля в дубравах в это время гсеяна крупными жолудями. В смешанных лесах массами лежат шавшие крылатки клена и плоды многих других растений. На )ябинах еще висят кисти яркокрасных ягод, которые при-ілекают различных птиц.

Среди трав в это время также встречается много созревших злодов и семян. Под кустами ярко выделяются оранжевые яго-;ы ландыша. В поле, на лугу по воздуху, подобно воздухопла-зателям, носятся созревшие летучки одуванчиков, чертополохов і других сложноцветных растений.

Необходимо во время экскурсии собрать эти плоды и :емена. Потом можно будет составить интересную коллек-цпо, расположив семена и плоды по способам их распростра-зения.

Кроме того в летнем гербарии рядом с засушенными расте-шями надо приклеить их семена и плоды, собранные на экскур-:иях.

Часть семян можно будет зимой высеять в живом уголке.

Для того чтобы выяснить, как двулетние и многолетние расте-зия подготовились к зиме, необходимо осторожно раскопать землю и рассмотреть их подземные части.

Гусиный лук, подснежник, лилия и другие луковичные расте-зия в толстых чешуях своих луковиц к этому времени закопили разнообразные питательные вещества. Мать-и-ма-зеха, ландыш, чистяк, медуница, желтые кувшинки и многие зругие растения спрятали свои запасы пищи под землей в кор-зевищах.

У ночной фиалки питательные вещества собраны в корневых слубеньках.

Во время экскурсии юные ботаники должны собрать все эти юдземные части и рассмотреть их строение. Часть луковиц, слубней и корневищ надо использовать для посадки в живом щолке. По сравнению с семенами они обычно прорастают лучше. Іосадку их следует производить в небольшие ящики, которые задо вынести в сад или на холодную веранду. В комнату для зроращивания их следует внести только в декабре—январе месяце.

Рис. 19. Урожай собран.

НА'БОТАНИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ

Осенью юные ботаники подводят окончательные итоги своей работы на участке.

В сентябре и в начале октября заканчивается уборка и учет урожая поздних культур.

Результаты опытной работы желательно оформить более наглядно. По каждому опыту можно начертить диаграммы, понятные каждому пионеру и взрослому колхознику. С лучших опытных грядок должны быть заготовлены живые экспонаты (снопики хлебных растений, клубни картофеля, корнеплоды, овощи и т. п.). Все эти экспонаты могут быть использованы на выставке к «дню урожая», а также как наглядные материалы в школьной работе на уроках естествознания и сельского хозяйства.

О результатах работы по сортоиспытанию и по проведению различных опытов юные ботаники должны отослать подробные отчеты в ближайшие опытные сельскохозяйственные станции и институты. В отчетах надо указать: время посева, время появления всходов, какой уход был проведен в течение лета, время созревания, когда и какой был собран урожай, и другие сведения.

зима

С приходом зимы в растительном мире наступает период покоя. Цепенеют деревья и кустарники, разукрашенные серебристым инеем и белым пухом снежинок. Под сплошным снеговым покровом покоятся бесчисленные корешки травянистых растений, под ледяной корой озер и прудов — различные водоросли, тростники и камыши также находятся в состоянии покоя.

В это время юные ботаники переносят свою работу в живой уголок. Живой или зеленый уголок является основным местом зимней работы юных ботаников. Здесь они организуют и проводят различные опыты и наблюдения. Но наряду с этим юные ботаники могут организовать и провести несколько зимних экскурсий и вылазок в лес, в парк или в сад. Эти экскурсии и вылазки дадут возможность познакомиться с тем, как изменились деревья и кустарники с приходом зимы. Кроме того они будут способствовать физическому развитию и укреплению здоровья пионеров и школьников.

В ЖИВОМ УГОЛКЕ

Зимой, когда в природе все покрыто снежной пеленой и зеленый мир находится в состоянии покоя, юные ботаники могут провести интересную работу с растениями в живом уголке. Для этого еще осенью надо подготовить необходимый материал. Выше уже указывалось на необходимость сбора дикорастущих растений для живого уголка. Каждый кружок может собрать большое количество таких растений. Кроме того для работы в живом уголке надо достать несколько наиболее интересных комнатных растений. Нужно также подготовить достаточное количество рассадных ящиков, цветочных горшков, садовой земли и речного песку.

Помещением для живого зеленого уголка может служить любая комната в школе, пионерклубе, в доме колхозных ребят, имеющая два-три окна, выходящих на солнечную сторону. К окнам надо приделать полочки-этажерки, на которых можно будет разместить растения.

РАБОТА С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

В течение зимы юные ботаники могут провести в живом уголке очень интересные наблюдения и опыты с комнатными растениями.

Такие растения, как различные виды гераней, фуксия, традесканция, плющ, каменоломни, бегонии, примулы, кактусы, фикус, столетник и другие, дадут много интересного материала для опытно-исследовательской работы. Достать эти растения нетрудно. Многие из них в виде черенков юннаты могут принести из дома. Часть их можно достать в цветочном хозяйстве.

Свою работу с комнатными растениями юннаты могут начать с общего знакомства с ними.

Прежде всего необходимо путем наблюдений познакомиться с внешними отличительными особенностями отдельных растений. По книгам и от руководителя надо узнать происхождение растений. Наши комнатные растения собраны со всех концов света и по своим внешним признакам резко отличаются друг от друга. У одних растений листья широкие и мясистые (фикус), у других маленькие и твердые, у третьих листьев совсем нет, они видоизменены в колючки (кактус). Цветы, стебли, подземные части у различных растений также не одинаковы.

Для знакомства с имеющимися в живом уголке растениями можно рекомендовать следующее: выяснить точное название растения (русское и латинское) и написать этикетку к нему; рассмотреть и зарисовать растение; обратить внимание на характер и величину стебля, расположение листьев, их форму, окраску, величину и описать все это в дневнике наблюдений; путем наблюдений и по литературе выяснить, цветет ли данное растение, когда, продолжительность цветения, форма, окраска и величина цветов (описать все это в дневнике); рассмотреть и описать плоды и семена; при пересадке рассмотреть подземные части растения; на основании изучения биологических особенностей растения и наблюдений за ним определить, к каким растениям оно относится по своим биологическим особенностям (сухолюбы, влаголюбы и т. д.); познакомиться по литературе с происхождением данного растения; описать, чем отличается это растение от других (наиболее характерные признаки его); выяснить путем постановки опытов и наблюдений, какой уход требует данное растение.

Знакомясь с комнатными растениями, юные ботаники должны организовать уход за ними и поставить ряд доступных опытов. Во время ухода можно выяснить, как влияют на развитие растения свет, тепло, влага и минеральные удобрения. Для этого надо одинаковые растения поставить в различные условия существования. Для выяснения влияния света одно растение следует поставить ближе к окну, другое, точно такое же, подальше от окна, в затененном месте. Для выяснения влияния влаги два одинаковых растения следует поливать в различные сроки и путем наблюдений выяснить, как идет их развитие.

Рис. 20. Уход за комнатными растениями.

Очень интересную работу можно провести по размножению комнатных растений.

При этом можно заложить такие опыты: 1) срезать черенки различной формы и проследить за их развитием; 2) посадить черенки на различную глубину; 3) часть черенков посадить в землю, а часть в песок и проследить за укоренением и развитием их; 4) размножить бегонию путем выращивания ее из отдельных кусочков листа.

Подробно об опытной работе с комнатными растениями можно прочитать в книжке Сердюковой и Кожевникова ((Цветоводство в кружке юннатов».

ДРЕВЕСНЫЕ РАСТЕНИЯ И КУСТАРНИКИ В ЖИВОМ УГОЛКЕ

В живом уголке юные ботаники могут вырастить апельсины, лимоны, виноград, пальмы, акации, кипарисы и другие деревья и кустарники. Выращивать их можно из семян. ^

Семена лимона или апельсина, посаженные в небольшой горшочек, через 30——35 дней дают веходы. Небольшой росточек с двумя темнозелеными лепестками быстро растет и развивается. Через год-два у растения образуется древесный ствол, и оно может зацвести и дать плоды. Но плоды эти не съедобны. Чтобы сделать их съедобными, надо сделать прививку. Для этого надо взять глазок или небольшой побег культурного апельсина или лимона и привить его к выращенному дичку.

Из косточек вишень, слив и других плодов и фруктов в живом уголке можно также вырастить различные деревца.

Во время осенних экскурсий в лес юные ботаники могут выкопать и пересадить в живой уголок молодые деревья сосны, ели, дуба, клена, липы и др. Пересаживать следует однолетние или двулетние растения. Выращивать их можно в ящиках, кадках и в больших цветочных горшках.

В течение зимы надо организовать наблюдения за развитием этих растений.

Начиная с января месяца, в живом уголке можно провести интересную работу с ветками деревьев и кустарников. Собранные во время зимних экскурсий ветки орешника, ивы, вербы, сирени, черемухи, вишни и других деревьев и кустарников надо поместить в бутылки или в банки с водой. Через каждые два-три дня воду надо менять. Пройдет несколько дней—на ветках начнут распускаться листья и появляться цветы. Можно провести наблюдения за распусканием веток, принесенных в живой уголок в различное время (осенью, зимой и весной). Ветви, срезанные и перенесенные в живой уголок в ноябре, совершенно не распускаются. Ветви, срезанные в декабре—январе, распускаются очень медленно. Значительно быстрее распускаются ветви, срезанные в феврале—марте. Этот опыт показывает, что растения переживают определенный период покоя. Распускание веток можно значительно ускорить, если их на 10—12 часов погрузить в теплую ванну с температурой в 30—40°С.



Юный натуралист, 1936