АСТРОНОМИЯ В АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ/center>

Р. В. КУНИЦКИЙ, профессор

Среди наук, непосредственно способствующих выработке у людей материалистического мировоззрения, астрономия занимает свое специфическое место. Только с помощью астрономических исследований человечество может изучать вопросы строения и развития той части Вселенной, которая доступна для наблюдений. Используя эту колоссальную по размерам «космическую лабораторию», можно получить наиболее полное представление о разнообразии форм существования материи и о происходящих в ней изменениях на протяжении огромных промежутков времени. Во все времена на всех стадиях развития человеческого общества только астрономия давала возможность получить представление о видимом с Земли мире небесных тел, т. е. получить материалистическое миропредставление что служит одной из основ для выработки у людей материалистического мировоззрения.
Действительно, уже самый факт объективного существования бесчисленных небесных тел делает бессмысленным как антропоцентрическое, так и теологическое мировоззрения. А ведь именно они неизменно лежали в основе разнообразных религий и сохранились в несколько завуалированной форме вплоть до настоящего времени.
Когда в начале XVII столетия Галилей впервые в истории науки произвел астрономические наблюдения с помощью небольшого телескопа, он открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, вращение Солнца вокруг своей оси, огромное количество звезд, невидимых невооруженным глазом. Оказалось, что за пределами Земли существует многое, о чем раньше люди не имели ни малейшего представления, и что, таким образом, не могло служить им на пользу. Большинству людей того времени казалось совершенно бессмысленным существование звезд, которые не видны, и четырех никому неизвестных небесных тел, почему-то движущихся не вокруг Земли, а вокруг Юпитера. 
Существование на Луне гор роднило небесные тела с Землей, равно как и вращение Солнца вокруг оси, косвенно подтверждающее правильность утверждения Коперника о существовании аналогичного вращения Земли.
Все это наносило смертельный удар библейскому миропредставлению, удар, более сильный, чем тот, который был нанесен опубликованием бессмертного сочинения Коперника, носившего в основном математический характер, или вдохновенной проповедью Джордано Бруно, не подкрепленной, однако, данными наблюдений.
О справедливости такого утверждения можно судить хотя бы по тому, что лишь через 73 года после выхода в свет сочинения Коперника, через 16 лет после казни Бруно и только через 6 лет после опубликования «Звездного вестника» Галилея христианская католическая церковь впервые приняла серьезные меры против распространения гелиоцентризма.
Этот исторический пример показывает, что уже первые телескопические открытия имели если еще не прямо атеистическое значение, то, во всяком случае, значение, противоречащее религиозному миропредставлению того времени. Первоначально это привело, как известно, к суду инквизиции над Галилеем. Но в конечном итоге, в результате дальнейшего непрерывного развития науки, религии пришлось признать и гелиоцентрическую систему мира и ряд других астрономических открытий и попытаться приспособить к ним религиозное миропредставление. Последнее обстоятельство не помешало, однако, тому, что открытия при материалистической их трактовке широко и успешно использовались в атеистической пропаганде.
Так, вскоре после установления в- нашей стране советской власти, при проведении атеистической пропаганды среди рабочих, крестьян и отчасти интеллигенции, широко использовались лекции на естественно-научные темы, главным образом с астрономическим содержанием. Такие лекции читались по-разному, в зависимости от аудитории, но только в редких случаях с заострением их атеистической стороны. Большей частью они состояли просто из описания планетной системы и мира звезд с характеристикой места Земли во Вселенной. И только при ответах на вопросы, иногда чрезвычайно многочисленные, лекторы обычно переходили непосредственно к атеистической пропаганде достаточно осторожно во избежание оскорбления религиозных чувств верующих. Тем не менее, такие лекции приносили большую пользу, производя положительные сдвиги в мировоззрении людей, часто не имевших никакого представления о мире небесных тел.
Говоря об этом, нельзя забывать, что в те времена в нашей стране уже возникли новые производственные отношения и почти не осталось ничего от той основной базы, на которой возникала в прошлом вера в бога и в сверхъестественные силы. Значение такого большого положительного опыта атеистической пропаганды нельзя зачеркивать и в настоящее время, когда только в старшем поколении советских граждан можно встретить следы печального наследства дореволюционной России — отсутствие элементарного общего образования. Но нельзя при этом забывать, что в отношении астрономического образования дело обстоит значительно хуже, так как даже представители более молодого поколения, которые получили полное среднее и даже высшее образование, зачастую имеют самое туманное представление не только обо всем том, что находится за пределами нашей Земли, но и о самой Земле как небесном теле.
Одним из показательных примеров может служить разговор, недавно происшедший у автора настоящей статьи с выпускниками географо-биологического факультета одного педагогического института. Студенты-выпускники очень заинтересовались этим разговором и чрезвычайно живо реагировали на заданные им элементарные географо-астрономические вопросы. Тем не менее, они смогли ответить только на один из таких вопросов: что вокруг чего движется — Земля вокруг Солнца или наоборот?
Если подобными астрономическими познаниями обладают учителя, уже преподающие в восьмилетних школах географию, в программу которой в пятом классе входят начальные представления о строении солнечной системы, можно себе представить, что астрономические знания их учеников окажутся на недостаточной высоте. А ведь та молодежь, общее образование которой ограничится восьмилеткой, на протяжении последних трех лет обучения в школе ни разу ни на одном из уроков не встретится с астрономической тематикой. Естественно поэтому считать целесообразным проведение атеистической пропаганды и среди нашей молодежи в форме научно-популярных астрономических лекций-бесед.
Несомненно, что сообщение астрономических знаний людям, этими знаниями не обладающим, в некоторых случаях может дать чрезвычайно благоприятные результаты. Как один из многих подобных случаев автор статьи может привести свой личный пример: он стал убежденным атеистом в четырнадцать лет после прочтения первой астрономической книжки. И подобные случаи не исключение.
Однако простое распространение астрономических знаний никак нельзя считать универсальным способом атеистической пропаганды даже в странах, освободившихся от оков капитализма. Оно приносит наибольшую пользу в тех случаях, когда приходится иметь дело с наиболее примитивными формами религии, тесно связанными с верой в легендарные мифы, с обрядностью и т. п. Но существуют религиозные верования; значительно более утонченные, часто скрываемые от других людей и, к тому же, отнюдь не основанные на невежестве в области естественных наук, в том числе и астрономии. Известно, что успешную атеистическую пропаганду в таких случаях вести значительно труднее.
При наличии утонченных религиозных верований, глубоко укрепившихся в сознании людей, чтение обычных астрономических книг много пользы не принесет. В таких случаях астрономическая атеистическая пропаганда должна вестись другими, более тонкими методами.
Астрономия, как и любая наука, обладает возможностями научного предвидения. Но научные предсказания в области астрономии очень часто бывают облечены в особенно эффектную форму. Таковы предсказания солнечных и лунных затмений — величественных явлений природы, моменты наступления которых бывают известны астрономам с большой степенью точности. Таковы и предсказания более редких явлений — появления ярких периодических комет. Подобные явления обычно вызывают большой интерес среди широких слоев населения, и, так как время их наступления известно заранее, они могут с успехом быть использованы для проведения лекций и бесед. Основное содержание таких лекций должно быть посвящено не столько описанию ожидаемых небесных явлений, сколько разъяснению материалистической сущности научного предвидения вообще и противопоставлению его всякого рода предсказаниям «по наитию», не основанным на знании объективных законов природы и общественного развития. При этом может быть использован исторический опыт прошлого как астрономический, так и из области других наук.
Раньше....

В настоящее время особенно благоприятный материал для использования научного предвидения в целях атеистической пропаганды дают космические полеты. Ведь траектории космических ракет рассчитываются заранее на основе законов небесной механики — одного из основных разделов астрономии. Известно, что даже незначительные отклонения полета ракет от рассчитанной траектории приводят к неудаче. А между тем, все космические полеты, осуществленные в нашей стране, прошли успешно благодаря точности астрономических и технических расчетов. И разве не знаменателен тот факт, что космические полеты впервые были осуществлены в Советском Союзе — атеистической стране, строящей коммунизм? Не знаменательно ли то, что первыми людьми, совершившими космические полеты, были опять-таки советские люди, коммунисты-безбожники?
А ведь полет человека в космическое пространство должен заставить радикально изменить религиозную точку зрения о месте человека во Вселенной. Помимо этого, не открываются ли сейчас перед нами величественные перспективы изучить поверхности ближайших к нам небесных тел непосредственно, направив туда вооруженных техникой людей, которые смогут там, на других «мирах» разрешить волнующие все человечество проблемы и, в первую очередь, проблему существования жизни вне Земли. И все это делается и будет сделано на основе знания объективных законов природы, сделано самими людьми и, в первую очередь, советскими людьми.
Здесь следует сказать о наличии некоторых ошибочных тенденций в использовании материалов космических полетов в атеистической пропаганде. Нередко усматривают атеистическое значение космических полетов в том, что запуск искусственных спутников, космических кораблей и автоматических межпланетных станций опроверг существование «царства небесного». Подобный примитивизм даже у учеников старших классов может вызвать иронию.
В отношении людей, интеллектуально развитых, но не освободившихся от религиозных заблуждений, атеистическая пропаганда может иметь успех в процессе обсуждения космологических проблем, даже в том случае, если не идти при этом дальше количественных показателей. Широко известно выражение «астрономические числа». Однако лишь немногие ясно отдают себе отчет, что в действительности скрывается за этими двумя словами. Когда говорят, что возраст Земли равняется по меньшей мере четырем миллиардам лет, то это мало что характеризует, главным образом потому, что люди, имея дело со столь большими числами, перестают делать между ними различие, хотя в действительности числа могут чрезвычайно сильно отличаться друг от друга. Но если о возрасте Земли сказать, что он в несколько тысяч раз превосходит время существования на Земле человечества, т. е. что более 99,9% времени существования Земли на ее поверхности не было людей — это уже как-то сможет повлиять на религиозно настроенный человеческий ум.
Можно также по-разному сказать и о размерах, положим, нашей звездной системы. Например, можно сказать: она так велика, что луч света от одного ее края до другого пробегает в течение ста тысяч лет. Эти слова звучат, конечно, внушительно, но осознать их трудно. А вот, если сказать, что когда мы изобразим
....и теперь

Землю пылинкой диаметром в ОД мм, то и в этом масштабе диаметр нашей звездной системы окажется равным 10 миллионам километров, это уже будет значительно более понятным и, если хотите, сразу укажет место, занимаемое во Вселенной Землей и населяющим ее человечеством. Но если в таком же масштабе мы захотим представить размеры той части Вселенной, которую можно изучать при помощи наиболее совершенных инструментов, то окажется, что «модель» будет во много раз больше действительных размеров солнечной системы (1000 миллиардов километров). И в этом обширном пространстве наша Земля — лишь едва заметная пылинка со своими крохотными обитателями, по крайней мере в тысячу раз по линейным размерам уступающими молекулам!
Уже приведенные чисто количественные сравнения могут заставить задуматься рели- гиозжпяастроенных людей: не слишком липочетное место они отводят себе в мироздании? Но такие мысли у них должны еще более укрепиться, если они познакомятся с современными данными о структуре и развитии Метагалактики, состоящей из огромного количества разнообразных звездных систем, часть которых превосходит по своим размерам и числу составляющих их звезд нашу звездную систему.
Имеется, однако, одно важное обстоятельство, которое вносит определенные трудности при использовании космологических проблем в целях атеистической пропаганды. Если в вопросе о структуре Метагалактики в науке существуют различные точки зрения, то они скорее относятся к применению различных математических концепций. А вот в отношении развития Метагалактики различие во взглядах ученых-материалистов и их противников идет дальше и приводит к антагонистическим противоречиям.
Затронутый вопрос слишком сложен для беглого его рассмотрения в статье, посвященной роли астрономии в атеистической пропаганде. Но обойти его молчанием нельзя. Ведь идеалистические взгляды на пути развития Вселенной в целом, которой необоснованно приписываются обнаруженные свойства Метагалактики, приводят не только к концепции «расширяющейся» Вселенной, но и к определению ее возраста, момента ее «творения». В основе таких концепций по существу лежит только один физический факт: звездные системы, составляющие Метагалактику, непрерывно удаляются друг от друга. Если даже такой феномен наблюдается в какой-то конечной по своим размерам части Вселенной (т. е. в Метагалактике), то из этого вовсе не следует, что он происходит во всей Вселенной. А именно так и поступили ученые- идеалисты, сделав из этого с помощью абстрактных математических построений далеко идущие выводы о «творении» мира.
Все это не заслуживало бы внимания при рассмотрении вопроса об использовании астрономического материала в атеистической пропаганде, если бы указанные концепции уже давно не проникли в нашу научно-популярную (большей частью переводную) литературу, хотя бы и с соответствующими редакционными примечаниями.
Можно привести много примеров попыток христианской католической церкви приспособить научные достижения в области астрономии к религиозному миропредставлению. Так, церковь сейчас признает возможность существования разумной жизни вне Земли, на других небесных телах. Особый интерес в Ватикане вызвали космические полеты. На одном из конгрессов Международного астронавтического союза римский папа Пий XII благословил космические полеты, не забыв при этом указать, что изучение «сотворенной богом для человека Вселенной» дает людям возможность глубже понимать величие «создателя». Такое (отнюдь не единственное) выступление главы католической церкви, а также то обстоятельство, что на ее средства содержатся астрономические учреждения, указывает на активное стремление церковников использовать в своих целях современные достижения науки. Это приходится учитывать тем, кто ведет в нашей стране атеистическую пропаганду, используя астрономический материал.
Основываясь на сказанном, можно сделать следующий вывод. Касаться на лекциях вопросов строения и развития Вселенной следует только при наличии достаточно серьезной подготовки лектора, обеспечивающей ему возможность давать необходимые разъяснения по существенным в этой области идеалистическим концепциям. Если такой подготовки у лектора нет, лучше выбирать другую тематику, не идущую дальше вопросов строения и развития нашей звездной системы и, быть может, оценки расстояний до наиболее удаленных объектов, которые удается наблюдать при помощи современных гигантских телескопов.        -
Совершенно естественно, что атеистическую пропаганду на астрономическом материале следует вести не только путем лекций-бесед, но и в печати. Большую работу в этом направлении провели наши издательства, выпустившие значительное количество астрономических книг и брошюр, богатых атеистическим материалом. Однако далеко не вся советская научно-популярная астрономическая литература имеет желательную атеистическую заостренность.
Немаловажное значение имеет и публикация астрономических статей в периодической печати как в газетах, так и в журналах. Количество этих статей значительно возросло после начала эры космических полетов, т. е. с конца 1957 г. Можно, однако, выразить сожаление, что часть этих статей имеет нездоровую тенденцию бить на сенсацию, вопреки существующим в научном мире отнюдь не сенсационным взглядам. Правда, в подавляющем большинстве астрономические статьи, написанные крупными специалистами, не вызывают подобных нареканий, зато значительная часть их понятна только людям, хорошо знакомым с современными астрономическими проблемами. Плохо, конечно, и то и другое. Популярно написанные статьи с надуманными сенсациями только подрывают авторитет науки, что не хорошо вообще и особенно для целей атеистической пропаганды, в которой религиозные вымыслы часто противопоставляются точным научным знаниям. Помещение же в широкой прессе хороших, но недостаточно популярных статей, во-первых, мало достигает цели, ради которой их публикуют, и, во-вторых, может внушить читателям неверную мысль, что невозможно разобраться в основах астрономической науки без специальных знаний. Это тоже может оказаться на руку всем тем, кто охотно по любому вопросу согласен дать доступные разъяснения, тесно переплетающиеся с религиозными вымыслами.
В последнее время в учебные планы наших высших учебных заведений введен курс основ научного атеизма. Необходимо продуманно вводить в этот курс элементы атеистической пропаганды на материале наук естественного цикла, в первую очередь астрономии и биологии. К сожалению, далеко не везде к проведению таких занятий привлекаются специалисты, даже в тех вузах, в которых имеются соответствующие кафедры. В результате такого положения дел студенты, прослушавшие курс основ научного атеизма, могут оказаться недостаточно подготовленными к опровержению религиозных доводов, основанных на биологическом и астрономическом материале. Нельзя забывать, что в отличие от сравнительно недавнего прошлого в учебных планах философских факультетов отсутствует обязательный курс астрономии.
Говоря о научно-атеистической пропаганде, «Правда» 21 августа 1959 г. в редакционной статье указывала, что «преодоление религиозных предрассудков — длительная и сложная работа, требующая терпения и вдумчивого подхода». И там же: «Первостепенная роль в этом деле отводится широкой пропаганде естественно-научных знаний, популярному разъяснению строения Вселенной, наиболее важных явлений природы, происхождения и жизни человека на Земле, разоблачению сущности религий, показу вреда религиозных суеверий».
Как видим, астрономическая тематика стоит на первом месте. Об этом не следует забывать при подготовке кадров для ведения атеистической пропаганды.

(.К стр. 28)
Ночные наблюдения Солнца принципиально возможны по методу нейтринной астрономии.
Днем нейтринным астрономическим наблюдениям препятствуют помехи со стороны других космических излучений. Изучение нейтринных потоков Солнца можно производить ночью, когда наше дневное светило находится под горизонтом. При этом нейтринный телескоп должен быть направлен не в небо, а в землю, и наблюдения ведутся сквозь толщу планеты. Поглощая все другие излучения, кроме нейтринного, Земля служит отличным фильтром.
(К стр. 42)
В южном полушарии Солнце находится в дневное время в северной половине неба и движется не слева направо, как мы привыкли наблюдать, а наоборот — справа налево. В том же направлении перемещаются в суточном движении все небесные светила. Поселок Мирный лежит вблизи Южного полярного круга, и небесный экватор составляет здесь с горизонтом угол в 23 30 .
Поэтому в течение года высота Солнца в полдень в Мирном меняется от 0 до 47° (Солнце может удаляться от небесного экватора к северу или к югу на 23°30'). Солнце в полдень на горизонте будет 22 июня, а на высоте 47°— 22 декабря.
Все созвездия будут «перевернуты». Например, в созвездии Орион мы в северном полушарии видели звезду Бетельгейзе выше и левее звезды Ригель, а на небе Мирного эти звезды как бы меняются местами, а само созвездие видно не в южной половине неба, как у нас, а в северной.