КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ШКОЛЬНАЯ АСТРОНОМИЯ?

На съезде XII Международного астрономического Союза впервые создана комиссия по астрономическому образованию. Вопросы, поднятые на заседаниях этой комиссии, касались всех ступеней образования — от преподавания астрономии в средней школе до подготовки молодых специалистов в аспирантуре. Обсуждение этих вопросов, весьма актуальных для нашей страны, мы начинаем в данном разделе журнала.

НУЖНО ЛИ ИЗУЧАТЬ АСТРОНОМИЮ В ШКОЛЕ?

Как это ни удивительно, но именно с ответа на такой, казалось бы, простой вопрос приходится начинать разговор о состоянии преподавания астрономии в средней школе и его перспективах. Хотя астрономия в нашей стране введена в школьное преподавание свыше 260 лет назад, до самого последнего времени
она крайне неустойчиво держалась в учебном плане. Достаточно сказать, что в 1964 г., в конце первой «космической семилетки», пришлось (в который уж раз!) отстаивать астрономию, которой угрожала серьезная опасность попасть «под сокращение» в связи с переходом от одиннадцатилетней школы к десятилетней. Парадоксальность положения, при котором подвергается сомнению необходимость преподавания науки о Космосе в космический век

 
в стране, идущей в авангарде освоения космического пространства, объясняется явной недооценкой общеобразовательной роли астрономии и ее значения в жизни современного общества. Нельзя забывать, что изучение астрономии обогащает интеллект учащихся, расширяет их кругозор, способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения и служит эффективным средством атеистического воспитания.
Общеобразовательное и воспитательное значение школьной астрономии, раскрывающей перед учащимися величие и грандиозность Беленной, определяет важное место этого самостоятельного предмета среди других, изучаемых в средней школе.
Роль школы не должна ограничиваться сообщением определенного минимума знаний по астрономии. Очень важно развивать и углублять естественный, присущий юношескому возрасту интерес к вопросам мироздания. Конечно, специализироваться по астрономии будут лишь немногие, но многие будут и после окончания школы следить за развитием этой науки, читая книги, слушая лекции и участвуя в деятельности Всесоюзного астрономо-геодезического общества. Астрономические знания — мощное оружие в борьбе с религиозными представлениями, в научно-атеистической пропаганде. Строители коммунистического общества должны быть вооружены правильным материалистическим миропониманием, а оно невозможно без четких знаний о строении и эволюции Вселенной. Эти знания призвана дать подрастающему поколению школа.

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АСТРОНОМИИ?

В дореволюционной школе основной упор делался на подробное изучение видимых явлений на небесной сфере. Курс астрономии превращался в отвлеченный и малопонятный учащимся курс математической географии. Содержание школьного курса не соответствовало его названию («космография»), ибо меньше всего обращалось внимания на описание Космоса, на изучение физической природы небесных тел и их систем.
Но и современное преподавание науки о Вселенной отягощено старыми традициями. Несмотря на то, что из года в год в педагогические институты и университеты приходят люди, часто не имеющие представления об элементарных мировоззренческих вопросах астрономии, школьные программы по-прежнему перегружены вопросами сферической и практической астрономии. А поскольку преподаванию отводится мало времени, это приводит к весьма поверхностному и беглому ознакомлению учащихся с достижениями современной астрофизики и звездной астрономии. Не удивительно, что по свидетельству учителей, добросовестно преподающих этот предмет, им приходится очень трудно. Само преподавание оказывается малоэффективным: учащиеся не успевают овладеть практической астрономией и получают весьма схематические представления о строении Вселенной и происходящих в ней процессах.
Очевидно, настало время отказаться от построения курса школьной астрономии по образу и облегченному подобию курса педагогических институтов. Там, где сферическая астрономия необходима как основа изучения спецкурсов, всегда имеется возможность уделить ей особое внимание. А в средней школе (учитывая общую подготовку учащихся по математике, физике, химии и философии) нужно дать четкое представление о физической природе небесных тел и о принципах наблюдательных и экспериментальных методов, позволяющих ученым получать те или иные сведения об их природе.
Школьный курс астрономии должен быть для учащихся окном в мир, раскрывающим перед ними картину грандиозной космической лаборатории, где в необычных для земных лабораторий условиях исследуется плазма, открыты термоядерные реакции, найдены подтверждения теории относительности, изучается радиоизлучение небесных тел, разгадываются тайны происхождения химических элементов.
Авторы многочисленных научно-популярных и, особенно, научно-фантастических книг пытаются показать молодежи звездное будущее человечества. Далеко не всегда читатели знакомы с основами астрономии в той мере, которая была бы полезна для понимания и тем более для критического чтения этой литературы. Конечно, основу школьного курса должны составлять совершенно достоверные данные современной астрономии. Однако это не исключает введения понятий о проблемных - вопросах науки, например, о распространенности жизни во Вселенной и установлении связи с другими цивилизациями.
Дальнейшее совершенствование школьного курса встретит значительные трудности при отборе учебного материала; ведь из множества явлений, фактов, закономерностей и гипотез предстоит выделить самые существенные и, используя лучший опыт популяризации достижений современной астрономии, изложить их интересно, просто, доходчиво, убедительно.
Когда станет ясно, чему учить в школе, можно будет и более определенно ответить на вопрос о том, как нужно готовить будущих учителей астрономии в педагогических институтах, как осуществлять повышение квалификации учителей в институтах усовершенствования и т. д.

В КАКИХ КЛАССАХ ОБУЧАТЬ АСТРОНОМИИ?

В советской школе установилась хорошая традиция, которую необходимо сохранить: систематический курс астрономии изучается в выпускном классе, когда учащиеся имеют уже достаточную подготовку по другим школьным предметам. Дальнейшее совершенствование курса астрономии сделает его своеобразным завершением физико-математического и философского образования выпускников средней школы.
Однако интерес к астрономии проявляют не только учащиеся, оканчивающие десятилетку. Мироздание живо интересует и учащихся VII— VIII классов. Но в восьмилетней школе этот интерес остается неудовлетворенным, поскольку здесь почти не рассматриваются вопросы астрономии и космонавтики. На практике это приводит к тому, что лица, завершившие свое школьное образование в VIII классе, обладают лишь отрывочными, бессистемными сведениями о мироздании, не имеющими серьезного образовательного и воспитательного значения.
Сейчас, когда разрешен вопрос о структуре средней школы, следовало бы вновь возвратиться к предложению советской астрономической общественности о включении в учебные планы VIII классов курса «Основ мироведения», содержащего элементарное изложение сведений о строении Земли, ее атмосферы и гидросферы, о строении и развитии солнечной системы и мира звезд, а также некоторые простейшие понятия космонавтики. Такой первый концентр изучения элементов астрономии и геофизики необходим прежде всего тем, кто не будет оканчивать десятилетку. Кроме того, это будет способствовать повышению интереса учащихся IX — X классов к изучению физики, химии и математики, т. е. тех предметов, знание которых обязательно для более глубокого понимания астрономии и космонавтики. Наконец, изучение основ астрономии в VIII классе облегчит ее преподавание в X классе.
Однако такого «локального» изучения астрономии на специально отведенных для этого уроках было бы мало. В космическую эру этим не должно исчерпываться ознакомление учащихся с основами науки о Космосе: на уроках математики, физики, химии следует широко использовать примеры из астрономии, задачи с астрономическим содержанием и т. д. Астрономической тематикой могут быть насыщены и разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы (вечера занимательной науки, олимпиады, кружки).

ЧТО НУЖНО ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ?

Постепенно (хотя и очень медленно!) уходит в прошлое «меловое» преподавание астрономии, при котором доска и мел были единственными учебными «пособиями». Усилия передовых советских методистов привели к тому, что уже в первые годы существования советской школы преподавание ориентировалось на проведение наблюдений и использование наглядных пособий. В настоящее время промышленность выпускает школьные телескопы и некоторые модели по астрономии. Созданы учебные наглядные таблицы, диапозитивы и кинофильмы. Учителя и учащиеся могут приобрести школьные календари, карты звездного неба, научно-популярные книги и брошюры. Успешно используются в учебной работе планетарии. К сожалению, наглядными пособиями обеспечены далеко не все школы, а планетариев и народных обсерваторий еще очень недостаточно для того, чтобы их могли посещать сельские школьники и учащиеся, живущие в небольших городах. Поэтому улучшение качества и увеличение количества выпускаемых наглядных пособий — одна из первоочередных задач. Для проведения наблюдений нужны астрономические площадки и небольшие «школьные обсерватории» (т. е. простейшие помещения для установки школьного телескопа).
Видимо, следует изменить отношение к школьным астрономическим наблюдениям. Наблюдения невооруженным глазом,' да и практические работы, требующие длительного времени (измерения полуденной высоты Солнца, зарисовки перемещений планет на фоне звездного неба и др.), не представляют интереса для десятиклассников и, как правило, ими не выполняются, хотя учащиеся среднего школьного возраста с увлечением проводили бы такие долгосрочные наблюдения. В VIII классе преподавание можно основывать преимущественно на простейших самостоятельных 
в СССР разносторонней Службы Солнца со специальными инструментами (хромосферные телескопы, внезатменные коронографы и другие) любители также перешли к новым методам работы. В течение двух лет Московское отделение ВАГО посылало экспедиции на высокогорную станцию Пулковской обсерватории под Кисловодском (высота 2150 м), где фотографировались протуберанцы и велись внезатменные наблюдения солнечной короны.
Во время полных солнечных затмений, полосы которых много раз пересекали обширную территорию СССР, советские любители астрономии организовывали многочисленные экспедиции для фотографирования солнечной короны (рис. 1), фотометрии неба и других наблюдений. Такие экспедиции проводились в 1936, 1945, 1952, 1954 и 1961 гг. В результате обработки фотографий солнечной короны в Москве и Киеве была изучена структура сверхкороны Солнца до восьми солнечных радиусов, проведена фотометрия короны, изучено распределение яркости по небу во время полной фазы затмения. Кроме того, были проведены многочисленные актинометрические и метеорологические наблюдения, в которых приняли участие сотни любителей астрономии.