ПЕРВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

12 октября 1964 г. новой мощной ракетой- носителем на орбиту вокруг Земли был выведен первый многоместный космический корабль «Восход». На его борту совершили суточный полет космонавты Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов и Борис Борисович Егоров.


Полет «Восхода» имеет ряд существенных особенностей по сравнению с предыдущими запусками космических кораблей. Его орбита была более высокой, чем при полете кораблей «Восток»: перигей составлял 178 км, а апогей — 409 км. Это означает, что корабль не мог совершить спуск за счет естественного торможения в атмосфере, как это предусматривалось на кораблях «Восток». Надежность возвращения на этот раз обеспечивалась не выбором низкой орбиты, а наличием на корабле второй, резервной, двигательной установки.
Как известно, большинство советских космонавтов при приземлении катапультировалось, покидая корабль и приземляясь отдельно от него. На этот раз катапультирование космонавтов вообще не предусматривалось. Это оказалось возможным в результате использования еще более надежных систем корабля, в частности системы посадки. Как известно, посадка, обеспечивавшаяся специальной системой (посадочным двигателем), была настолько мягкой, что космонавты сравнивали ее с остановкой обычного лифта. Более того, на этот раз оказалось возможным отказаться и от скафандров, в которых мы уже привыкли видеть космонавтов на фотографиях. Сейчас они летали в обычных спортивных костюмах. Разумеется, и это «новшество» было бы невозможным без совершенствования систем жизнеобеспечения, без повышения надежности космического корабля?
На корабле «Восход» была установлена и успешно апробирована в полете новая система ориентации, использующая ионные построители направления вектора скорости корабля.
Как и первые наши пилотируемые корабли, «Восход» имел телевизионные камеры для наблюдения за состоянием космонавтов и иллюминаторы, через которые космонавты вели наблюдения и фотографирование. Кроме того, имелась и еще одна, наружная телевизионная камера, установленная на той стороне корабля, в которой нельзя было «прорезать» обычный иллюминатор.
Но, пожалуй, одна из наиболее существенных отличительных черт корабля «Восход» — это то, что на нем совершили первый полет не профессионалы летчики-космонавты, а научные сотрудники. Кроме командира корабля, на его борту находились кандидат технических наук К. П. Феоктистов и врач Б. Б. Егоров. Такой подбор членов экипажа позволил значительно расширить программу работ, осуществлять различные наблюдения, в том числе астрономического и геофизического характера. Среди этих работ можно отметить наблюдение горизонта, проводившееся для навигационных целей и ориентации в орбитальных и межпланетных полетах, когда придется использовать Землю как «опорное» небесное тело при астронавигационных измерениях. С навигационными целями наблюдалось и звездное небо. Кроме того, наблюдались полярные сияния и светящиеся частицы. Проводились экспериментальные наблюдения по физике невесомой жидкости.
В большую программу медицинских наблюдений включалось: изучение функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности членов экипажа на различных этапах полета; изучение влияния комплекса факторов космического полета на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и крови; исследование внешнего дыхания, газообмена и энерготрат в условиях невесомости; исследование функционального состояния анализаторов в условиях невесомости; оценка эффективности систем жизнеобеспечения и средств приземления.
По всем разделам исследований получены соответствующие результаты, которые, как это делалось и раньше, после обработки будут опубликованы в научной литературе.
Полет «Восхода» знаменует собой начало непосредственного изучения Вселенной человеком. Можно не сомневаться, что исследовательская работа ученых-космонавтов окажется весьма плодотворной в самых различных областях науки и техники, включая решение различных технических и навигационных проблем, а также геофизические, астрономические и медико-биологические наблюдения и исследования.