Детская экспериментальная психология, школьный возраст, В.А. Артемов (1929)
ЕСТЕСТВЕННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИВОПИСНОГО...
ЕСТЕСТВЕННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИВОПИСНОГО...
ЕСТЕСТВЕННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИВОПИСНОГО
И ПРЕДМЕТНО-ФОРМАЛЬНОГО (ЛЕПКА) ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ.
Тема:.....Серия.................Условный №.. . . .
Экспериментатор.......... ..................
Год, месяц и число........... ......Продолжительность
от...........до..........минут .... .......
Имя и фамилия ребенка................ ........
Его пол...........Время рождения..............
Социально-экономическое положение . ... ..............
Тип психофизической конституции................. . .
Общее психофизическое состояние ребенка .... Г ...........
Степень установки и интереса к работе..................
Мимические, пантомимические и речевые реакции ребенка во время эксперимента (краткие и объективные замечания)........... •
Влияния внешней среды, поскольку она оказывала действие на занятия ребенка ....................................
7. Метод творческих занятий. Дети играют, рисуют, лепят или занимаются каким-нибудь другим видом творчества, Наблюдатель или
экспериментатор регистрирует их поведение тем или иным способом. Возможны: наблюдение по определенной программе, естественный эксперимент, кино-съемка, фотографирование и т. п. *). Метод требует одинаковости темы и условий занятий для всей группы исследуемых детей, которые обычно подбираются в зависимости от тех или иных задач опыта. В этом методе особенно большую роль играет наблюдатель. Он должен быть специально для этой цели подготовлен, достаточно эрудирован как в вопросах детского творчества, так и в вопросах наблюдения. Для последних целей можно рекомендовать работы М. Я. Басова, касающиеся метода объективного наблюдения.
8. Метод анализа продуктов детского творчества. Этот метод заключается в анализе уже готовых, отделенных от школьника продуктов его творчества. Обычно для этого используется какая-нибудь схема, состоящая из двух разделов. Первый заключает в себе различные так называемые формальные данные о ребенке и тип его поведения. Второй содержит в себе те или иные разрезы, ступени, градации и т. д., по которым классифируется каждый отдельный продукт творчества. Выводы из работ по этому методу обычно основываются на многочисленных данных, обработанных по статистическому методу 260 261).
III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ И ИССЛЕДОВАНИЙ.
Л о б з и н 262) исследовал деятельность детской фантазии при помощи метода дополнения Эббинггауза (Kombinationsmethode) и метода развития темы.
В последнем случае на доске были написаны слова: ручей, мост, перевернутая повозка, купцы, наездник. Ученики имели задание написать на эти слова сочинение и приэтом тщательно описать лица и все подробности происшествия.
При обработке результатов Лобзин пользовался классификацией детской фантазии, данной Меиманом, составив для этой цели следующую таблицу (25-ю) *):
Таблица 25.
Направление |
||||||
Вид 1 |
Смысл |
Ценность |
||||
Созер цатель ный |
Отвле ченный |
Полез ный |
Нравст венный |
Пре красный |
Рслиг,- благоч. |
|
Очень живой |
||||||
Вялый |
||||||
Творческий |
||||||
Подражательный |
||||||
Внутренний |
||||||
Внешний |
, Д |
|||||
Деловой |
||||||
Выпуклый |
При обработке результатов оценивается каждая мысль, каждый образ сочинения согласно указанным разделениям таблицы. Примером будет следующий случай: 263
Всего в сочинении 32 мысли, из них: 5 Созерцательно-прекрасных, |
|||||||||||||||||||||
|
З2
Затем находится средняя арифметическая 32 : 8 = 4, или медиана, которая равна в данном случае 3,5. Все те величины, которые равны средней арифметической или больше ее, будут характеризовать деятельность фантазии школьника. В пашем случае получается следующая картина:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАНТАЗИИ.
Виды: Направление:
4 фантастичных 20 созерцательных
6 живых
хо рассудочно-созерцательных 5 прекрасно (отвратительно) созер
цательных.
В результате своих работ Лобзин пришел к заключению, что расцвет детской фантазии приходится на возраст между 3 — 9 годами; ее характерные черты — преимущественная наглядность, но большей части простая (nfichtern) и рассудочная, реже оживленная и совсем редко имеющая фантастические полеты.
Кланаред *), воспользовавшись методом, сходным с методом составления слон, исследовал изобретательность у детей. Он предлагал из четырех букв (a, b, с, d) сделать возможно большее число перестановок; число возможных перемещений — 24, однако первый ряд (а, Ь, с, d) не считается, поэтому остается 23 возможных перемещения. Испытуемому об этом не говорят. Результаты, полученные Клапаредом, переданы в таблице 26 й (стр. 236).
Таблица 26.
ПЕРЕСТАНОВКИ. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
') Э д. Клапаред. Как определять умственные способности школьников, Лнгр., 1927, стр. 237 — 238. |
Пер- |
в о |
3 Р |
А |
с т |
||||||||
цен- |
||||||||||||
тели. |
7 л. |
8 л. |
9 л. |
Чо л. |
II Л. |
12 Л. |
13 л. |
14Л. |
15 л. |
16 л. |
17Л. |
Взр. |
I 4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
7 |
8 |
8 |
8 |
9 |
|
5° |
К |
4 |
4 |
4 |
5 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
8 |
7 |
1 3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
|
25 |
U |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
О |
О |
I |
О |
О |
О |
2 |
I |
5 |
I |
О |
||
О |
{. |
о |
О |
О |
о |
I |
о |
I |
3 |
3 |
2 |
2 |
Число |
28 |
45 |
79 |
99 |
135 |
142 |
161 |
82 |
6о |
27 |
46 |
93 |
испы- |
||||||||||||
туемых |
23 |
62 |
121 |
93 |
122 |
149 |
143 |
95 |
4264 |
22 |
ч |
40 |
Изобретательность в этом методе состоит в нахождении определенной системы в последовательности и систематичности перестановок.
Опыты с чернильными пятнами, произведенные Киркпатриком •), обнаружили, что у детей с возрастом яркость и фантастичность воображения уменьшается: это видно из табл. 27-й.
Таблица 27. СРЕДНЕЕ ЧИСЛО НАЗВАНИЙ, ДАННЫХ ЧЕРНИЛЬНЫМ ПЯТИ Ш. |
||||||||||||||||||
|