Учебная программа по кожно-венерическим болезням для студентов М. П. Батунин, А. С. Зенин 1932 часть 1
КОЖНО-ВЕНЕРИЧЕСКАЯ КЛИНИКА НИЖЕГОРОДСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Директор проф. М. П. БАТУНИН
М. П. БАТУНИН и А. С. ЗЕНИН
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО КОЖНО-ВЕНЕРИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Отпечатано в типогр. Нижполиграф, ул. Фигнер, 32, в количестве 580 экз-Нижкрайлит № 3962 Заказ № 4453.
DjVu-библиотека сайта'
www. biografia. г u
ПРОГРАММА КУРСА КОЖНЫХ И ВЕНЕРИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ.
Курс кожных и венерических болезней рассчитан на 72 часа сосогласно учебно-производственного плана НКЗ.
Курс состоит из 4 основных отделов:
I отдел—дерматология.
II отдел—сифилидология.
III отдел—гонология.
IV отдел—мягкий шанкр и невенерические болезни половых органон.
Каждый отдел! |в зависимости от об’ема складывается из нескольких тем и рассчитан на определенное число учебных часов.
I отдел состоит из 8 тем и рассчитан на 30 часов.
1. Общая дерматология.
2. Паразитарные болезни кожи. ■
3. Бактериальные болезни кожи.
4. Дерматозы, от внешних факторов.
5. Дерматозы, связанные с производственными факторами.
6. Дерматозы, связанные с ОВ.
7. Дерматозы е неустановленной этиологией.
8. Дерматозы наследственные.
II отдел состоит:из 5 тем шрассчитан на 30 часов.
1. История развития учения; о сифилисе и причины его распространения. I ( ! ' 1 ' 1 Я
2. Бактериология и клиника сифилиса.
3. Сифилис врожденный.
4. Лечение сифилиса.
5. Профилактика сифилиса.
III отдел состоит из 5 тем и рассчитан на 10 часов.
1. Бактериология и клиника неосложненной мужской гонор-реи.
2. Осложненная гоноррея.
3. Гоноррея 'женская.
4. Лечение гонорреи.
5. Профилактика гонорреи.
IV отдел состоит из 2 тем и.рассчитан иа 2 часа.
1. Мягкий шанкр.
2. Невеиерические болезни половых органов.
Преподавание ведется по бригадно-лабораторному методу
Курс состоит из 24 занятий Jno 31 часа каждое.
Содержание занятий:
1. Вступительные лекции по‘отделам.
2. Введение в отдельные темы.
3. Проработка тем.
4. Курирование стационарных больных.
5. Разбор поликлинических больных.
6. Сдача заданий. !
7. Заключительные конференции по отделам.
1. Вступительная лекция подотделу проводится (руководителем кафедры (профессором), в которой излагается: предмет и задачи дермато-венерологии в их историческом развитии, движущие силы науки, ее ^оциальнО-клаасовад сущность |и!!партийность, кризис буржуазной науки, задачи дермато-венерологии (в, условиях
социалистического (строительства.
2. Введение в отдельные темы проводится руководителем кафедры или его заместителем, где излагается целевая установка темы, план, краткое содержание задания и методические указания.
3 Проработка тем проводится преподавателем (ассистентом) и заключается в разборе заданий, в ознакомлении студентов с клиникой, этиологией, патогенезом, гистологией, лечением и профилактикой ,страданий (разбор ‘больных,' мул|яжей, рисунков, препаратов и т. д.), консультация с бригадой по вопросам разбора заданий, разрешение наметившихся в бригаде вопросов по
заданию',и т. X й
4. Курирование стационарных больных проводится^ ор/итад
с помощью .прикрепленных к бригадам преподавателей с последующим коллективным (просмотром подаваемых учащимися историй болезни, что должно свидетельствовать об умении, как ясно и четко подмечать и передавать клиническую картину за олева ний и возникающие под (влиянием терапии перемены, так и на учно ' излагать свои (мысли.
5. Раэбор поликлинических больных проводится студентами совместно с (преподавателем, при чем наибольшее внимание должно уделяться приобретению студентами навыков к правильности расспроса больного, умению разбираться в морфологии высыпных элементов и их совокупности с другими симптомами, к умению подойти к правильной диагностике, этиологии, лечению (рациональному) и профилактике страдания.
6. Сдача заданий, где преподавателем проводится, в присутствии всей бригады окончательный учет знаний каждого студента, путем устного изложения проработанного задания. Учитывая
знакомство преподавателя с каждым студентом бригады, группы, преподаватель должен (по сдаче .заданий (в присутствии всей бригады, группы дать оценку'знаний каждого студента и бригады в целом, указывай (в .заключение на те «едостатк1и in ошибки, исправляя и'Х, 'успехи и достижения, выявленные во время работы по данной теме. ; j
7. Заключительные конференции проводятся руководителем кафедры (профессором) в виде беседы между /студентами и профессором, при;чем беседа должна носить строго (плановый характер, и каждый проработанный вопрос оформляться окончательно профессором. В заключение профессор дает итоговые установки как по каждой проблеме, так и теме, и окончательно выявляет оценку знаний (студентов группы.
ОБЩАЯ УСТАНОВКА.
Главное внимание должно быть обращено на подготовку учащихся к основам правильной и своевременной диагностики и рациональной терапии сифилиса, /венерических болезней (и наиболее часто встречающихся кожных болезней и болезней кожи связанных с , производственными /факторами и ОВ, а также /к методам личной и общественной профилактики, гигиене труда при про/рдерматозах, оздоровлению быта. Преподавание Должно вестись на основах диалектического материализма как основного, определяющего все построение преподавания, принципа. Программа преподавания должна концентрировать свое внимание на проблемах социальной гигиены, а /не только, как это имело Мейо, социальной патологии. В курсе кожных и венерических болезней учащиеся должны усвоить, что борьбас кожными болезнями является одной из первоочередных задач борьбы за сниже-заболеваемости, за обеспечение выполнения промфинплана, что борьба с венболезнями — борьба за ликвидацию причинных' факторов заболеваемости венболезнями. Красной нитью программы ПО венболезням должно проходить, что в напряженной борь-® за и°®Ук> жизнь, в борьбе за снижение заболеваемости, оорь >е за выполнение и перевыполнение промфинплана каждое вензаболевание есть поступок, идущий в разрез с классовой про-ета Ской нравственностью. Должно быть в программе венери-ких болезней центрировано, что венболезни—преходящая торическая категория, возникающая, развивающаяся и отми-
пыТ!43*1 Н3 основе и в соответствии с различными этапами социально-экономических формаций.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
I отдел. ДЕРМАТОЛОГИЯ.
Общая установка.
Хотя преподавание каждого отдела (практической медицины должно помимо этиологии, патогенеза, профилактики и лечения включать в себя и; социальные меры борьбы с изучаемыми заболеваниями, (что в 'области дер(матологии особенно относится к чесотке, вшивости, пиодермии, туберкулезу, дерматомикозам, проказе и т. д., тем не |менее в конце дерматологического цикла необходимо в форме общего подытоживания, обосновывая учение о социальной дерматологии, формулировать общие социальные мероприятия, направленные на борьбу с социальными дерматозами.
Наиболее целесообразным методом клинического занятия по кожным болезням является нахождение на разбираемом больном основных клинических признаков, устанавливающих диагноз с учетом (тех вариаций, которым они подвергаются в зависимости от индивидуальных свойств кожи и организма больных в целое, после чего разбираются: 1) данные относительно возможной этиологии дерматоза разбираемых больных; 2) как общие, так и местные терапевтические мероприятия, вытекающие из осмотра и установления диагностических данных.
При (даче (точных) |рецептурных форм, лучше напис!анных на доске, полезно: 1) демонстрировать рекомендуемые медикаменты;
2) рекомендовать пользование лекарственными средствами отечественного изготовления; 3) пояснить цель, преследуемую каждым ингредиентом,',(входящим ев (состав мази, пасты, раствора и т. д.; 4) указать те изменения в составе медикаментов, которые вынуждаются индивидуальными показаниями каждого отдельного случая. При указании методики (лечения (нужно отдавать преимущественное внимание методам испытанным, результаты которых сказываются более или менее рельефно и могут быть ясно констатированы (при последующих демонстрациях, при чем преподаватель должен указывать нё, только 1общий руководящий план лечения, но и детали практического осуществления его.
Ввиду неясности и даже неизвестности этиологии ряда (дерматозов, слушатели должны ознакомиться с предполагаемыми этио-
логическими факторами, критическим их анализом и общим планом симптоматического арсенала как медикаментов, так и форм их применения, согласующегося с обстоятельствами момента, с характером аимптомов дерматоза. Только усвоение такого плана избавит будущих (врачей 1от грубых терапевтических ошибок и погрешностей, могущих тяжело отразиться как на больном, так и на враче. I
В конце цикла занятия, где это возможно, необходимо осуществить .посещение люлозория, лепрозория, скабиозория, физиотерапевтического института, в целях детального ознакомления с аппаратурой, применяемой для лечения, и установками, которые пров дятся в СССР в борьбе с туберкулезом, (проказой и чесоткой.